О православии через запятую?

13 школ Орловской области, из них шесть орловских городских, стали участниками очередного регионального эксперимента. В официальных документах он называется — региональная экспериментальная площадка «Гражданин родной земли».

Подобных площадок в орловском школьном образовании за последние годы было несколько. И каждая из них создавалась для того, чтобы, накопив определенный опыт воспитательной работы в конкретной школе, потом распространить его более широко. Сложились даже целые направления воспитательной работы — этнографическое, гражданско-патриотическое, краеведческое. Но, как было сказано на прошлой неделе в областном институте усовершенствования учителей, где собрались руководители тех самых «площадок», вернуть воспитание в образовательный процесс до сих пор так и не удалось.

Идея нового эксперимента, который призван, наконец, добиться цели, возникла в недрах областного управления образования на фоне тектонических сдвигов в соседних областях Центрального федерального округа. Православные педагогические конференции в Калуге, Белгороде, Москве и активное лоббирование руководством ЦФО новой системы духовно-нравственного воспитания на основе именно православного учения и православной культуры — все это вместе взятое, похоже, не оставило Орловщине выбора: нужно было срочно прыгать, если не в первый, то уж по крайней мере в какой-то вагон, пока состав мимо не пролетел. Но если, скажем, в Курской, Белгородской, Калужской областях ставят православную культуру во главу угла и именно в православном свете видят все прочие формы духовно-нравственного образования и воспитания, то в Орле о православии говорят лишь через запятую в общем списке «сложившихся направлений воспитательной работы», хотя при ОИУУ недавно создана специальная методическая лаборатория духовно-нравственного (читай — православного) образования.

Как поясняет руководитель отдела инновационно-образовательных ресурсов областного института усовершенствования учителей Л. В. Савченко, в ходе эксперимента в течение ближайших пяти лет из разрозненных авторских программ отдельных педагогов предстоит сформировать нечто методически законченное, что может быть применимо в разных школах, и не фрагментарно (в этом году изучаем, в будущем — нет), а последовательно, из года в год, с младших классов до выпускного, обеспечивая, как выразилась, Л. В. Савченко, преемственность по вертикали.

Остается надеяться, что в ходе предстоящих учительских семинаров и мониторинга авторских учительских программ участники и руководители эксперимента придут к выводу, что и гражданско-патриотическое, и этнографическое, и краеведческое, и любое другое воспитательное направление не может развиваться и быть плодотворным вне православного контекста. Ведь нравственное воспитание включает три составляющие: навык критической самооценки, умение строить отношения с окружающими и ясное понимание, почему и ради чего необходимо и первое, и второе. Если ради наиболее успешного устройства в этом мире — тогда это одна мораль. Если для того, чтобы из падшего неестественного состояния вернуться к естественному и восстановить утраченную гармоничную связь с Творцом — тогда это принципиально иное воспитание.

Новый эксперимент только начался. Не за горами и 2009 год, когда по договоренности с Русской православной церковью правительство должно включить в государственный, а значит, обязательный для всех образовательный стандарт новый предмет — «Духовно-нравственная культура», который в русских селах и городах должен, по идее, преподаваться в форме основ православной культуры или как этико-философский курс (для атеистов).

Успеет ли орловское образование в первый или в последний вагон или вообще этот поезд далеко не уедет — все это станет ясно в ближайшее время. Нам остается пока только следить за событиями.

Андрей Грядунов.