От перемены мест слагаемых…
Что бы вы сказали, услышав от любимого мужчины совершенно искреннее: «Ну нельзя же, в самом деле, ограничивать себя одной женой! Скука, рутина… И вообще, брак дольше пяти лет — это безнравственно»? Что-что? Ох, нет, не повторяйте… Вот поэтому герои пьесы Валентина Красногорова «Свидания по средам» Виктор и Феликс и ведут подобные разговоры подальше от женских ушей.
«Свидания по средам» — последняя премьера Орловского драмтеатра (режиссер-постановщик — Вениамин Сливкин, сценография и костюмы — Борис Голодницкий), которой и закрылся очередной сезон, — обозначена автором как комедия. Действительно, спектакль практически «обречен» на беспрерывный смех в зале: узнаваемые типажи, забавные ситуации, комедия положений. Налицо: два мужа-карьериста — Виктор (Сергей Аксиненко) и Феликс (Андрей Царьков), их милые женушки — соответственно Варвара (Нелли Галченко) и Елена (Светлана Мартюшева), грозный Шеф фирмы, где работают оба мужчины (заслуженный артист России Алексей Магдалинин), и его не в меру артистичная любовница Аллочка, более известная как Фифа (Снежана Малых). По ходу спектакля выясняется, что Варвара — любовница Феликса, а Елена — Виктора. Как видите, герои обошлись тесным «семейным» кругом. Да и за местом действия далеко ходить не надо: оно разворачивается в рамках двух очень похожих квартир. И тут, как водится, начинаются многочисленные «перемены мест слагаемых» — кто кого с кем застанет, кто лучше извернется, кто окажется находчивее, кому просто повезет… Ситуация осложняется тем, что любви-то, оказывается, между любовниками нет и в помине: в постели Феликс и Виктор продолжают нешуточную битву за должность начальника отдела. Правда, в итоге с носом оказываются все, кроме Шефа и Фифы; зато, как говорит совершенно измочаленный любовно-должностными перипетиями Феликс: «Ведь интересно же!». И в этом с ним нельзя не согласиться: хоть на пару недель, а скука-таки покинула наших героев.
Симпатично исполнил свою роль Сергей Аксиненко: Виктор вышел у него этаким незадачливым воякой, одновременно изобретательным и слегка недалеким. Характерно, что в качестве хобби он коллекционирует прямо противоположные вещи — холодное оружие и вазы. Да и в ходе постановки ему удавалось повернуться к зрителю то одним, то другим «боком» своей натуры. Феликс выглядел несколько однообразнее: к концу спектакля я, честно говоря, подустала от его нарочито блеющего голоса и маловыразительной трусоватости. Что касается Варвары и Елены, то они удачно продемонстрировали вариации одного общеженского, по замыслу автора, характера: Варвара — решительная, где-то даже резковатая, но такая уютная, домашняя; Елена — более аристократичная, с налетом светскости и явной склонностью к истерике. Однако когда приходит время итогового «разговора за мужиков», женщины, слегка подпортив друг другу прически и макияж, вспоминают о половой солидарности и наступают на своих опешивших мужей уже единым фронтом.
Роль Шефа в «Свиданиях по средам» заслуживает отдельного разговора. Почти семидесятилетний, но еще очень бодренький, напоминающий партийного бюрократа советских времен, этот властный «любитель клубнички» появляется в квартире Виктора и, словно какая-то безжалостная Немезида, начинает отбирать у ее хозяина и Феликса всевозможные материальные блага. Время от времени суровая окаменелость его лица внезапно сменяется притворно-сладенькой улыбкой — и уж тогда точно жди беды! Рядом с ним Фифа, тоже оказавшаяся замешанной в общий круговорот событий и до этого буквально режиссировавшая их ход, моментально отходит на второй план. При этом она продолжает командовать парадом — теперь уже не лихим, а капризно-сюсюкающим тоном.
Казалось бы, после всех житейских передряг нашим героям бы и угомониться. Они и угомонились — правда, под своим изначальным, весьма неутешительным лозунгом: «Служба уныла, жизнь скучна!».
При всей «забавности» спектакля большим минусом выступает просчитываемость его сюжета и актерских реакций друг на друга. Когда понимаешь, что на протяжении всей постановки тебя ждет ситуация любовного четырехугольника с энным количеством перетасовок и артисты будут попеременно то ужасаться, то облегченно вздыхать, начинаешь… откровенно скучать. А ведь это и есть то, чего так хотят избежать герои «Свидания по средам».
Кстати, старое школьное правило «От перемены мест слагаемых сумма не меняется» после просмотра «Свидания по средам» можно рассматривать двояко. Материальная сумма измениться может; главное, чтобы неизменной осталась сумма того, чем действительно жив человек, — любви, заботы, прощения.
Евгения Владимирова.
Фото Сергея Чупахина.