«Событий череда рождает цепь судьбы…»

Если человек ничего не хочет, то значит, он успокоился. А успокоение, как говорил Лев Толстой, «есть душевная подлость». Что касается Екатерины Деркач, то с душой у нее определенно все в порядке, успокоенность ей не грозит, работы и творчества у нее невпроворот. А если кто Катю не знает, то с удовольствием ее представляю: по должности — заведующая звуковым цехом муниципального театра «Русский стиль» и актриса. По одному образованию — режиссер, по второму — музыкант, а по призванию — настоящий театральный универсал. И это не все. Катя — руководитель детского театрального коллектива, лауреат Всероссийского конкурса среди педагогов внешкольного дополнительного образования, а еще преподает студентам института искусств и культуры премудрости досуговой деятельности. К тому же она много читает, следит за всем, что происходит в искусстве, и обо всем имеет собственное мнение. А кроме того, она общительна, ответственна, обаятельна, и ей недавно улыбнулось женское счастье. Ну вот, кажется, и все. Все? Нет, не все! Ведь это — строки, а между строк — невидимая миру жизнь, наполненная разного рода событиями, которые во многом и определили ее, Екатерины, судьбу.

Событие первое

Таковым, я думаю, следует считать ее появление на свет в южном приморском городе Ейске. Выросшая в благополучной семье, она с детства несет в себе ощущение надежности домашнего очага и прочности родительской любви и заботы. Мир открывался перед ней как широкая дорога, по которой надо идти самой, преодолевая трудности. Она пытливо осваивала все, что предлагала жизнь, отбирая из хаоса то, что казалось ей нужным. Этого было много: на вопрос «почему?» она искала ответы в книгах, истины высекались путем сопоставления книжного и реального. На этом пути познания она набила много шишек, но процесс давал удовлетворение. Все было как у всех: школа, потом педучилище, друзья, увлечения, но все, что происходило в душе, — строго индивидуально и требовало выхода. И он нашелся.

Событие второе

Я бы дала ему имя — Лора Владимировна Макмак. Человек яркий, неординарный, одержимый идеей поэтического театра, она работала с подростками методами студийными, в эстетике «бедного» молодежного театра. Жизнь на сцене творилась из всего, что было под рукой. Пустое пространство давало простор воображению. Предметы обыгрывались и выполняли совсем не свойственную им функцию, чувства обострялись, и юные актеры, а вместе с ними и Катя, проживали их, растворяясь в любви и ненависти, в искрящейся нежности и страданиях. Тогда-то и пришел к ней удивительный вкус сцены и понимание театра как единственной возможности реализовать себя: мечты, чувства, желания и думы. И еще хотелось передать себя другим, дать им все, чем владеешь сама. Но этому надо было еще учиться.

Событие третье

Об Орле Катя Деркач даже не мечтала, он выпал ей по судьбе потому, что туда переехала Лора Макмак, которую пригласили преподавать в институт искусств и культуры. Ее ученица, блестяще сдав экзамены, поступила на режиссерский курс к опытному педагогу Елене Валентиновне Рахманиной и с увлечением и упорством осваивала азы будущей профессии. Она жадно открывала для себя театр, его историю и теорию, его реформаторов и гениальных провидцев, на практике реализуя их идеи. Ее режиссерские работы отличались интересной формой и житейской глубиной.

Е. В. Рахманина, А. Ю. Титов, обучавший актерскому мастерству, и Л. Б. Жирнова, мастер по сценической речи, брали материал сложный — Катя работала над Достоевским, Платоновым, Брюсовым, и это еще не весь перечень великих имен. Она стала лучшей в группе, не только потому, что была накоплена база знаний, а потому, что та неуспокоенность души, мучительный дар, заставляющий подчинять жизнь творчеству, создавали энергетический накал, давали силы для напряженной работы. После окончания института она могла бы пойти в науку, в педагогику, в режиссуру, но пришла туда, куда позвали.

Событие четвертое

В театре «Русский стиль» искали заведующего звуковым цехом, и, поскольку Катерина научилась в институте работать со звуком, ее взяли. Она быстро поняла специфику непростых изобретательных спектаклей Валерия Симоненко, и сегодня это надежный, очень нужный специалист для театра. «Ну разве это событие?» — спросите вы. Событие. Потому что от него, как лучики от солнца, берут начало те светлые дорожки ее судьбы, по которым развивается ее такая богатая душа, требующая немедленного воплощения в творчестве.

Человека, разносторонне способного, — видно издалека. Вот и художественный руководитель «Русского стиля» Валерий Симоненко увидел в ней сокрытые богатства и пригласил Катю сыграть молодую скрипачку — артистку труппы Ивана Вырыпаева в спектакле «Бытие № 2», а по сути, саму себя, ведь она сама играет на скрипке, ну а живо реагировать на происходящее — с ее органикой — не проблема.

А дальше последовала серьезная, центральная роль в спектакле «Женщина и Ангел». Конечно, трудно создавать образ молодой женщины, у которой рушится жизнь: сиротство, предательство, безнадежная любовь, страшные открытия своего греха, обретение ангела, а стало быть, веры, надежды и любви. Как сыграть это за час сценического времени, особенно если входишь в роль вместо другой актрисы без помощи режиссера? Ей повезло с партнером: опытный артист Сергей Фетисов помог Кате выстроить роль, и, судя по всему, спектакль, став другим, приобрел новую, живую энергетику. В театре «Русский стиль» родилась новая актриса.

Разумеется, свою должность она пока оставлять не хочет, но и предела мечтаниям нет. Сегодня Екатерина Деркач пробует себя в качестве режиссера, идут репетиции пьесы Дударева «Вечер». Я заглянула в зал, где происходит таинство рождения спектакля. Маститые артисты «Русского стиля» внимательно слушают Катю, обмениваются репликами. Процесс пошел.

Что будет дальше? Не знаю, но что-то хорошее в ее жизни непременно должно произойти. Пусть это будет спектакль, роль, а может, учебник по режиссуре детского любительства или диссертация. И пусть любовь, которой она сейчас живет, освещает всю ее жизнь. Она продолжится в дальнейших событиях, и о них мы обязательно еще услышим.

Людмила Васильева.