Театр образов Виктора Бердакова

18 марта, в преддверии Международного дня театра, при поддержке Орловского отделения Союза театральных деятелей в верхнем фойе академического театра им. И. С. Тургенева состоялось открытие выставки живописных работ петербургского актера и режиссера Виктора Бердакова под интригующим названием «Театр образов. Грим-асы (портреты театральным гримом)».

Уникальную технику «живописи театральным гримом» (в которой до него работал в процессе создания своих сценических образов только Федор Шаляпин) Бердаков попробовал на вкус с самого детства, со времени поступления в драмкружок при ДК им. Горького в Ленинграде, — и не расстается с ней уже несколько десятилетий. Специфика ее заключается в том, что театральный грим (классический, двенадцати цветов, на жировой основе) наносится на поверхность бумаги исключительно пальцами рук, без использования традиционных красок и кистей. Что же касается круга затрагиваемых Бердаковым тем, то он сформировался главным образом к моменту окончания учебы автора в Ярославском театральном училище. В основном, это портреты актеров, писателей, поэтов, а также образы созданных ими литературных персонажей и героев театральных постановок.

Понятно, что грим в качестве основного изобразительного средства художником взят совсем не случайно. Думается, это вообще очень по-актерски: использовать условное, искусственное для создания живого, настоящего… Настоящего ли? По словам самого автора, большое влияние на его творчество оказало знакомство с искусством фаюмского портрета I—III веков нашей эры, портрета заупокойного — то есть именно условного, изображающего некий идеальный, находящийся по ту сторону земной жизни и одновременно непостижимо связанный с ней образ. Так и работы Бердакова: с одной стороны, они статичны, с другой — полны скрытого, внутреннего движения; посмотришь справа — застылые в своей раз и навсегда отлитой форме маски, приглядишься слева — живые, чувствующие и страдающие люди…

На открытии выставки нас, зрителей, встречали они же, люди-маски, смешные и трогательные мимы в исполнении студентов разных курсов ОГИИиК (общий руководитель — председатель Орловского отделения СТД, заслуженный артист России Павел Легкобит). Сказал несколько слов Виктор Бердаков — о главной тональности своих работ, об их светлой, тихой, без ярких эмоциональных всплесков, печали. А потом каждый остался наедине с тридцатью «загримированными» во всех смыслах — людьми, актерами, масками — и попытался начать с ними какой-то свой, только ему понятный и нужный в данный момент, разговор…

Последнее оказалось сделать очень непросто: чаще всего убегает от тебя взгляд этих огромных глаз или смотрят они как бы сквозь тебя, словно видят что-то, никому, кроме них, недоступное. Взгляд из самых разных времен и пластов человеческого существования. Вот чуть кокетливая и одновременно внутренне собранная перед выходом на сцену, написанная в нежных тонах слоновой кости и бледной розы «Героиня». Вот смертельно бледная, с кривящимся ртом и кроваво отсвечивающими глазами маска актера Жана-Луи Барро из фильма Марселя Карне «Дети райка». Вот умиротворенное, в красно-розовой дымке, окаймленное клино образной бородкой лицо Иуды, достигшего окончательного «просветления» в осознании своего предназначения. Вот почти что грубыми, широкими мазками, в глубоко красном, белом и черном цветах написанное лицо булгаковской Маргариты — с глазами врубелевских демонов, но насквозь земной, чувственной женщины. А рядом, в невообразимой паре с ней, — предельно углубленный в себя, светло-небесный, созданный легкими, летящими, как ветер, штрихами — Мастер. Шут короля Лира и Жанна Д`Арк. Нина Заречная и Пьеро. Какая-то вселенская неотмирность поэта в образе Иосифа Бродского — и ироничный, гротескный даже «Автопортрет с одуванчиком»… На мой взгляд, непонятным осталось только наличие в этом пиршестве поистине театральных контрастов (смена ролей — смена лиц) нескольких работ церковной тематики («Монах», «Паломница» и другие). Они довольно условно соотносились с заявленной концепцией выставки.

Сегодня работы Виктора Бердакова успешно экспонируются на многочисленных выставках в России и за рубежом, приобретаются для частных коллекций Болгарии, Германии, Польши, США. Они интересны самой разной аудитории, их ждут в самых разных городах, поэтому на «свидание» с Орлом времени им уделено совсем немного — до 31 марта. Как говорится, спешите видеть…

Юлия Астрахан.