Вспомни имя свое…

На днях в Орле на домах, что стоят по ул. Пионерской, рядом с указателями адресов появились новые таблички, гласящие: «ул.Ермолова с 1912 по 1924 годы». Общественный фонд «Орловское Ермоловское общество», выступивший инициатором данной акции, одобренной мэром В. Сафьяновым, считает это первым шагом для восстановления исторической справедливости по отношению к нашему земляку — герою Отечественной войны 1812 года Алексею Петровичу Ермолову. Именно эта улица (до 1912 г. — пер. Свербеевский) стала когда-то последней на пути похоронной процессии славного солдата России, погребенного по христианскому обычаю в приделе Троицкой церкви. И именно этой улице в год столетия великой победы над Наполеоном наши земляки дали имя своего сына, чьи действия не раз приводили русскую армию к победе.

Сегодня мы понимаем: без знания прошлого собственной страны, своего народа, без понимания русского менталитета, без осознания ошибок будущее нам не построить. И как родина начинается «с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет», так история родного города может начаться с названий его улиц и площадей и пытливого вопроса ребенка: «А почему?» Это тем более актуально, что мы приближаемся к важной дате — 450-летию города Орла. А что мы знаем о своем городе? О чем могут поведать названия его переулков и улиц? Почему Пролетарская гора называется Пролетарской? Посадская улица — Посадской, почему у нас четыре Курские улицы? Вопросы можно задавать бесконечно. Ответить на них в табличках невозможно, но проинформировать горожан о том, что жизнь в Орле началась не сегодня и даже не вчера, — вполне по силам. А любознательные пойдут дальше.

Если мы посмотрим на прежние и существующие названия улиц города Орла, то обнаружим удивительные вещи. В Орле было 20 Пеньевских переулков и Пеньевская улица, 18 Московских переулков, 10 Выгонных, 6 Новосильских. У наших предков не было фантазии? Они стремились к простоте?

Так или иначе, но все географические названия возникли и развивались исторически. И формирование их тесно связано с историей общественного, экономического, культурного развития края. И в этом смысле топонимический материал имеет огромное значение, так как названия всегда так или иначе характеризуют общество, их дающее.

В Орле особенно много переименований улиц и площадей было в 20-е годы прошлого столетия. Орловцы прощались с прошлым и утверждали новое, революционное. Левашевская гора, названная так нашими земляками в честь орловского генерал-губернатора, по инициативе которого в Орле был построен водопровод и который не вписался в новую историю своим происхождением, превратилась в Пролетарскую. Большая Болховская улица, обозначавшая географическое направление, определила идеологический путь и стала Ленинской. Садовую переименовали в ул. Максима Горького, Садово-Монастырскую — в ул. 8 Марта. Мало кто помнит, что Торговые ряды, расположенные сегодня на ул. Гостиной, когда-то «имели прописку» на ул. Сталина. Вот ул. Гагарина. В середине XIX века она называлась Воскресенской, в мае 1929-го «превращена» в ул. Безбожников — надо же было как-то закрепить сомнительные победы на атеистическом фронте. А в 60-е улица стала носить имя прославленного советского космонавта.

Географические названия по существу являются памятниками истории: в них запечатлены социальные, культурные события в истории города, а также имена выдающихся людей. И здесь тоже много интересного. Кого считать выдающимся, достойным увековечения в названиях улиц и площадей Орла? Логику наших предков понять порой непросто. К примеру, в XIX веке улицу Георгиевскую переименовали в ул. И. Тургенева. А через некоторое время передумали, решив, что Иван Сергеевич, конечно, личность выдающаяся, но он ничего не сделал для Орла, — и вновь назвали Тургеневскую улицу Георгиевской. А потом еще подумали и решили, что имя великого писателя-орловца все-таки имеет право украшать одну из городских улиц…

В Орле почему-то есть площадь им. Г. Жукова, который не имеет к городу вообще никакого отношения, но нет даже маленькой улочки имени уроженца Орловской губернии прославленного поэта-партизана Дениса Давыдова. Нет и улицы либо площади имени героя Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенанта Федора Корфа, похороненного в Орле. К слову, приближается славная дата — двухсотлетие победы над Наполеоном. К Орловщине имеют отношение как минимум три героя той войны, чьи имена украшают Георгиевский зал Кремля и чьи портреты находятся в Государственном Эрмитаже, — А. Ермолов, Д. Давыдов, Ф. Корф. Наверное, пора и нам отдать дань памяти славным сынам Отечества.

Очевидно, что есть и проблема «содержания» тех или иных мест в городе. Вот площадь имени маршала Жукова — безусловно, прославленного маршала, четырежды (!) Героя Советского Союза. Но что «жуковского» есть в этом месте, скованном стадионом (им. Ленина), двумя увеселительными заведениями («Аут» и «Офсайд») и старенькой двухэтажкой, между которыми летом устанавливают то передвижной цирк, то зверинец?

А какой логикой руководствовались, называя бывшую ул. Ермолова — Пионерской, если на ней нет ни одного детского учреждения (не считая детской стоматологической поликлиники)? Нет, логика уничтожить из памяти имя прославленного русского генерала была: дворянин, любимец высшего общества никак не вписывался в пролетарскую революцию. Но при чем тут пионеры? К тому же рядом — морг и кладбище. Или к чему в Советском районе, например, улицу назвали Полярной? Вопросов без ответов — море.

Проще, прагматичнее поступают американцы. Там в названиях улиц — сплошь числа. 14-я, 153-я, 117-я. Просто, понятно, не надо подстраиваться под политику. Но мы другие. Нам важны образы, символы, мы не можем без идеологии и признания важности именно сегодняшнего дня — не случайно в стране уже есть площадь им. Ахмата Кадырова, проспект им. В. В. Путина. Но мы — ничто без дня вчерашнего и позавчерашнего. Понимание этого уже приходит. И в этом смысле возвращение старых названий улицам или хотя бы информация о том, что такая-то улица раньше носила такое-то (такие-то) название — самый дешевый и самый действенный способ напоминать людям, что они — не Иваны, не помнящие родства. И с этого тоже начинается родина, начинается патриотическое воспитание.

Не менее актуальна и проблема названия новых улиц. Сегодня этот процесс беспорядочен и фактически отдан на откуп строителям. Вот, к примеру, ул. Алроса. Как сообразуются алмазная компания и Орел? Очень просто. Она покупает здесь квартиры. Но, следуя этой логике, там же дают квартиры оставшимся в живых ветеранам Великой Отечественной войны. Что важнее? А может быть другая логика, ведь рядом — рукой подать — святое, историческое место — Царев Брод, где 6 сентября (27 августа по ст. стилю) 1615 года войско польского авантюриста Александра Лисовского столкнулось с русским войском, которое возглавил князь Дмитрий Михайлович Пожарский. «Такую убо в тот день храбрость московские люди показаша: с такими с великими людьми малыми людьми бьющись», — восхищался летописец. А теперь, судя по названию улицы, восхищаемся коммерческой сделкой? К слову, улицы им. Д. Пожарского в Орле нет. А ведь можно было бы увековечить историческое событие — битву у Царева Брода и в названии новых улиц строящегося микрорайона, расположенного рядом с историческим местом, как это, к примеру, сделано в Филях, где в 1812 году было принято решение оставить Москву, ставшее переломным в войне с Наполеоном. Там целый букет географических названий, связанных с той войной Кутузовский проспект, улицы Давыдова, Барклая, Ермолова, Багратионовский проезд и т. д.

Очевидно: название улицы, переулка, площади или сквера только тогда удачно, когда оно обладает двумя признаками: мотивированностью и устойчивостью. Если нет первого, не будет и второго. Нам кажется, давно пора, с одной стороны, вернуть орловцам их историческую память, указывая на уличных табличках историю того или иного географического места, а с другой — упорядочить появление новых названий. Мы надеемся, эти предложения Общественного фонда «Орловское Ермоловское общество» найдут поддержку и в структурах городской власти, и в общественном совете при горадминистрации, который, наверное, стоит пополнить краеведами, историками, исследователями старины, дабы поставить работу на более профессиональную основу. Мы понимаем: возвращение исторической памяти — большое, серьезное дело. Но уверены: в Орле достаточно энтузиастов, которые могли бы к празднованию 450-летия Орла сделать настоящий подарок орловцам на десятилетия вперед.

В. Матвеев,
президент ОФ «Орловское Ермоловское общество»,

Е. Годлевская,
член правления.