Размышления у подъезда о будущих тарифах
На подъездах домов, которые управляются четырьмя городскими ЗАО «ЖРЭУ», появились уведомления о проведении общего собрания собственников в форме заочного голосования. Нам предлагается утвердить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2009 год, и указана одна цифра с пояснением: в том числе уборка придомовой территории, содержание мусоропроводов, уборка лифтов, вывоз мусора и др.
Нам, как собственникам, конечно, приятно думать, что управляющая организация (УО) собирается ремонтировать наши жилые помещения, однако понятно, что речь идет о ремонте общего имущества. Важно другое: не даны исчерпывающие ответы по видам работ. Из вызывающего умиление «др.» не видно, где текущий ремонт, его тариф и будет ли он в 2009 году так же учитываться отдельно от содержания общего имущества, накапливаться на отдельных счетах с отчетом об использовании? А куда делся вывоз крупногабаритных ТБО? Раньше он входил в общий вывоз ТБО.
По моему 5-этажному дому без лифта и мусоропровода предлагаемый тариф вырос без малого на 39 процентов (!), а если текущий ремонт не будет выделен отдельной строкой, то накапливаться ничто не будет, все средства УО «проедят» в купе с содержанием и ремонтом в целом, и тогда тариф 2009-го вырастет, по моим подсчетам, на все сто процентов. Думаю, что по другим типам домов картина та же.
На оборотной стороне квитанции по квартплате будет помещен один бланк для голосования. При наличии двух и более собственников квартир предложено обращаться в офис ЗАО «ЖРЭУ». Но я с трудом представляю дружные ряды занятых по горло работающих людей, с 8 до 17 часов движущихся в сторону ЖРЭУ за бланком. Ну и потом еще раз — чтобы сдавать заполненное решение. Неужели организаторы голосования не имеют данных по составу собственников и не заготовили бланки заранее? А как будет высчитываться кворум, подводиться итоги?
С информацией и материалами по данному голосованию можно ознакомиться тоже только в ЖРЭУ. Многие ли жители пойдут за материалами?
Теперь о времени голосования. Начало его — от момента получения счета за декабрь (когда еще он придет?), окончание — до 10 января, по оттиску кассового аппарата об оплате. И это в новогодние праздники!
Складывается впечатление, что организаторы сознательно ставят задачу утверждение тарифов общими собраниями собственников провалить, а свою роль в этом провале завуалировать. Могут спросить: зачем весь этот сыр-бор? А затем, что в таком случае тарифы на содержание и ремонт общего имущества устанавливает администрация города. Думаю, что наши УО сейчас времени не теряют и усиленно «работают» с мэрией, и после новогодних каникул, после подведения итогов наших голосований, мы будем «осчастливлены» утвержденными тарифами на «пять копеек» меньше нам сейчас предложенных.
Так что же нам делать? Есть несколько возможных вариантов поведения.
Не делать ничего. Но при этом нужно понимать, что решение все равно будет принято без нашего участия, но исполнение всеми этого решения будет обязательно. При этом наш чистый бланк решения на обороте квитанции может быть кем-то и чем-то заполнен.
Испортить (перечеркнуть и т. д.) бланк — значит сознательно отдать решение на милость администрации города, но хоть бланк не используют.
Голосовать против. Получим тариф от администрации города. Хотел бы ошибиться, но тарифы будут такими, которые запросы УО вполне удовлетворят. А это консервирует ситуацию в сфере управления домами в ее далеко не лучшем виде: не побуждает управленцев оптимизировать свою внутреннюю структуру, снижать накладные расходы, дает возможность «шалить» с должностями и окладами. Здесь масса вопросов по взаимоотношениям УО со своими подрядными организациями: кто, кому и сколько платит, кто и за чей счет содержит многочисленные ООО «ЖЭУ»? Зависят ли их оклады от объема и качества работ по содержанию и ремонту нашего общего имущества? И сколько средств доходит до слесаря и дворника? Проще говоря, будет все, как прежде, только — хуже.
А теперь рассмотрим такой вариант нашего поведения. Мы, сознательные и активные собственники, берем голосование в своих домах в свои руки. Сами устанавливаем для УО тарифы на 2009 год, взяв за основу тарифы 2008-го по видам работ с добавлением (или без такового) каких-то процентов на инфляцию. И сделаем это не в одном-двух домах, а в большинстве по городу. Сделаем в соответствии с ЖК, с обеспечением кворума (более 50 процентов участвующих в голосовании), с обеспечением более 50 процентов реальных голосов «за» от участвующих в голосовании, при этом не забывая, что голоса муниципального фонда каждого дома за наши тарифы отданы не будут. Сложная задача, но реальная. Методическую помощь, думаю, могла бы оказать общественная организация собственников и нанимателей жилья при обществе «Знание».
Правда, мне самому с трудом верится в такую нашу самоорганизацию. А как хочется помечтать!
Вернемся к реальности. Посмотрите внимательно на уведомления от ЗАО «ЖРЭУ». И форма, и ошибки, и цифры тарифов уж больно схожи. Это как же так получается? Коммерческие, как бы самостоятельные, как бы независимые ЗАО «ЖРЭУ» вдруг выступают с единых позиций? Так это же документально подтвержденный сговор! Как на АЗС, только более явно.
А может, это и не сговор вовсе, а исполнение чьей-то воли, может, все действия исходят из единого центра? Мы, наивные, думаем, что нашими домами управляют ЗАО «ЖРЭУ». Между тем с 21 марта текущего года акционеры ЗАО по договорам передали какие-то полномочия по управлению нашими домами исполнительному органу — ЗАО «Первая городская управляющая компания» (1ГУК). Мои попытки выяснить, а какие же полномочия переданы, натолкнулись на глухую стену. Договор о передаче полномочий недоступен. Да что там мои хилые усилия пенсионера. Даже второй человек на Орловщине в системе ЖКХ после губернатора Е. Н. Вельковский в телеинтервью разводил руками: что это за ГУК такая, кто и зачем ее создал? Это с его-то правовыми, контрольными, ревизионными, антимонопольными и прочими комитетами не разобраться? А может, уже разобрались и все здесь для них ясно?
Очень интересная в своей загадочности ситуация. ЗАО «1ГУК» декларируется как исполнительный, то есть подчиненный ЗАО «ЖРЭУ», орган, то бишь как «хвостик» четырех «собачек». А кто кем вертит? Похоже, что «хвостик» уверенно вертит «собачками». Это видно из того, как рождается тарифная политика в недрах 1ГУК, и из того, что 1ГУК возглавляет генеральный директор, а руководители ЖРЭУ в одночасье из генеральных стали директорами исполнительными. Надо полагать, очень добровольно. Поэтому, по моему мнению, если не по форме, то по содержанию львиная доля орловского рынка управления домами объединена общим руководством.
Могут спросить: а не все ли тебе, собственник, равно, как твоя УО свои обязанности справляет? Отвечаю: мне лично — и надеюсь, у меня есть единомышленники — не все равно, какой организации фактически переданы функции по управлению моим домом. Я имею право знать, как моим домом управляют и куда идут собираемые у жильцов деньги. И самое главное — не создается ли в Орле монополия? Ведь Жилищный кодекс как раз и призван демонополизировать управление домами, перейти к многочисленным коммерческим независимым компаниям, которые в конкурентной борьбе улучшат качество и снизят себестоимость управления и т. д. В противном случае ожидать снижения тарифов не приходится.
Орловские антимонополисты! Где вы? На вашем поле с марта т. г. действует, по моему мнению, супермонополист, и не где-нибудь, а в самой архисоциальнейшей сфере. Хотелось бы узнать и мнение прокуратуры о системе управления многоквартирными домами ЗАО «ЖРЭУ» № 1, 2, 3, 4 и ЗАО «1ГУК», а также их оценку действиям или бездействию администрации города и области в этой сфере. Считаю, было бы правильным ответы от всех упомянутых организаций и лиц давать через СМИ. Народ хочет знать.
П. ШЕЙЧЕНКО, пенсионер.