Потерялись 44 процента населения области

Губернатор Е. С. Строев внес в областной Совет проект закона «О внесении изменений в Закон Орловской области «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Доходы бюджета в 2008 году предлагается увеличить на 49516,1 тыс. рублей, они составят 13468613,6 тыс. рублей. Расходы увеличиваются на 152370,7 тыс. рублей — до 14788118,5 тыс. рублей. Дефицит планируется в сумме 1319504,9 тыс. рублей — 16,25% от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Прокомментировать законопроект мы попросили лидера фракции КПРФ в областном Совете В. Н. Иконникова. Наш выбор был обусловлен тем, что фракция и ее руководитель не берут под козырек, имея дело с областной администрацией, и честно высказывают все сомнения, возникающие при рассмотрении законодательных инициатив.

— Василий Николаевич, в последнее время редкая законодательная инициатива не содержит какого-нибудь неприятного сюрприза. Нынешняя не стала исключением?

— Прежде всего, обращает на себя внимание уменьшение ассигнований на реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Расходы по этой статье урезаются округленно на 77 млн. рублей. Речь идет о сокращении финансирования из федерального бюджета (в частности, из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) на реализацию двух областных адресных программ — «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Орловской области» и «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда» в 2008 году.

Теперь не только финансирование, но даже формирование этих программ находится под вопросом. Федеральный бюджет ранее согласовал объем финансовой помощи области на 2008 год в размере 350 млн. рублей, и эта цифра сегодня заложена в областном бюджете. По какой причине и на каком основании федеральный центр сокращает свою долю финансирования названных программ почти на 77 млн. рублей, пока совершенно непонятно. Ясно одно. Подписано соглашение между администрацией Орловской области и Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, по которому доля федералов в финансировании уменьшена с 350 до 273 млн. рублей.

— Программы были приняты коллегией области еще 27 марта 2008 года. Но они до сих пор не представлены на рассмотрение областного Совета, который должен их утвердить и придать им силу закона.

— Даже первое знакомство с программами показывает, что их надо дорабатывать. Судите сами. Лимиты финансовой поддержки муниципальным образованиям Орловской области на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2008—2011 годах определены всем 27 муниципальным образованиям Орловской области в сумме 1,95 млрд. рублей. Стало быть, все они и должны присутствовать в упомянутых программах с соответствующим финансированием. Однако мы этого не видим. К примеру, в программе «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Орловской области» в 2008 году участвуют не 27, а только 23 муниципалитета, на территории которых проживает 460040 человек — 55,9 процента населения области. А где остальные 44,1 процента, или 363 тысячи жителей? В списках отсутствуют г. Орел, Должанский, Краснозоренский, Новодеревеньковский районы, где обитают «утерянные» земляки.

А в программе «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда» в 2008 году из 27 муниципалитетов участвуют и вовсе только 12. На территории этих двенадцати муниципалитетов живет всего 265212 человек — только 32% населения области! Остальным территориям, на которых проживает 68% населения (в том числе в городах Орле, Болхове и в таких крупных муниципалитетах, как Дмитровский, Орловский, Залегощенский, Колпнянский, Покровский, Свердловский, и ряде других районов), финансовая помощь пока совсем не предусмотрена.

— Почему? Какой чиновник взял на себя такое смелое решение? Вряд ли население названных городов и районов такие перспективы обрадуют.

— Согласен, но упрощать не следует. Причин отсутствия в программах многих муниципальных образований несколько. Самая простая заключается в том, что к участию в программах, а следовательно, и к получению государственной поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2008 году допускаются муниципалитеты, выполнившие все требования статьи 14 Федерального закона № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». А это ни много ни мало 21 позиция. Один пункт не выполнил — и ты уже не участник программы.

Есть и другая версия, вытекающая из первой. Финансовые ресурсы Фонда ограничены, на всех не хватит. И чтобы в любой момент отсечь неугодных, законом предусмотрены требования, которые на 100 процентов выполнить сможет далеко не каждый. К примеру, в законе есть пункт, по которому в программу по переселению из аварийного жилья включаются «…многоквартирные дома, признанные до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации». Получается, что дома, признанные аварийными после 1 января 2007 года, в программу не попадают?

Но ведь всем известно, что процесс признания жилья аварийным до настоящего времени искусственно сдерживался в большинстве муниципалитетов. Причина одна — у них просто не было средств для восстановления аварийного жилого фонда, а государство на эти цели вообще ничего не выделяло. К примеру, в Орле по состоянию на 01.01.2007 года нет ни одного аварийного дома, признанного, подчеркиваю, в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Но это не означает, что в Орле нет аварийного жилья. Оно есть. Поэтому цифры официальной статистики на 01.01.2007 года не отражают объективного состояния аварийного жилого фонда. Они многократно занижены. Названную ограничительную норму необходимо убрать из закона и заменить на другую, позволяющую включать жилье в региональные программы по факту признания его аварийным.

Будет правильно, если областной Совет выйдет с законодательной инициативой в Государственную Думу по внесению соответствующих изменений в федеральный закон. Фракция КПРФ готова внести соответствующие предложения.

Совершенно очевидно, что реформа ЖКХ идет в стране со скрипом, а ее законодательная база нуждается в корректировках. Уменьшение финансирования из федерального бюджета двух адресных программ и отсутствие в них значительного числа муниципалитетов Орловской области только подтверждает эти выводы.

«Красная строка».