«Наша цель — ЖКХ?»
Цели, поставленные перед реформой ЖКХ, напоминают лозунги советской эпохи, призывавшие построить коммунизм: никто не верил, что это возможно, но спорить с государственной машиной — себе дороже.
Отличие того времени от нынешнего заключается в том, что «коммунизм» в жилищно-коммунальной сфере идеологи реформ предложили построить самим жителям практически без поддержки государства. Такое «коммунистическое строительство» народ, понятное дело, пугает. Одно дело — пропускать мимо ушей лозунги, другое — впрягаться в чужие и непонятно что сулящие затеи. Реформа идет ни шатко ни валко, но исходя из утверждения, что государство все равно никогда не обманешь, нужно быть готовым к тому, что расходы по содержанию и новых, и старых многоквартирных домов все равно лягут на плечи населения. О том, как это происходит в Орле и как правильно распределить нагрузки, чтобы уберечься от травм, мы беседуем с генеральным директором муниципального предприятия ЖРЭП (Заказчик) В. В. Соломатиным.
— Владимир Викторович, идея проста и красива: пусть жильцы владеют и управляют, однако активного движения народа навстречу реформам почему-то не наблюдается. Чем бы это объяснить?
— Тем, что сфера ЖКХ гораздо сложнее, чем представляли идеологи реформ. Видимо, люди поездили по заграницам и решили механически перенести чужой опыт на нашу почву. Ничего хорошего из этого получиться не могло по определению, потому что двух одинаковых стран не бывает, не бывает даже двух одинаковых городов. Ответственно могу заявить, что сделать прибыльный бизнес на коммуналке в ближайшие годы никому, кроме аферистов, не удастся. Поясню примером. Расчетный усредненный тариф на содержание орловских девятиэтажек с учетом текущего ремонта составляет 50 рублей с 1 кв. метра. Сейчас жильцы платят 4 рубля 50 копеек за метр. Чтобы содержание дома сделать прибыльным, тариф нужно задрать больше чем в десять раз. Это нереально. Вот и ответ, почему люди не спешат впрячься в этот хомут.
До мая будущего года необходимо определиться с выбором управляющей компании. Существует сильное опасение, что на рынок ринутся аферисты, задача которых — собрать деньги и смыться, ровным счетом ничего не сделав. Возможно, они устроят какую-то показуху — залатают дыру в асфальте, подправят крышу и этим попытаются купить жителей. А потом будет катастрофа. Наша задача — такие случаи предотвратить. По инициативе мэрии в Орле создана ассоциация управляющих компаний, которая выступает поручителем за всех своих членов и проверяет добросовестность новых участников. Рекомендации ассоциации обязательного характера не несут, но ориентироваться на рынке управляющих компаний помогут. МУП ЖРЭП (Заказчик) также активно выступит на этом рынке.
— Какую политику вы проводите сейчас?
— Наша политика заключается в том, чтобы минимизировать расходы и выстроить оптимальную схему управления жильем. Это происходит по нескольким направлениям. Одно из них — трансформация муниципальных ЖЭУ в ООО, что позволит руководителям самостоятельно формировать штаты, нанимать специалистов, устанавливая привлекательную для них зарплату, и без посредников решать все вопросы, связанные с обслуживанием жилого фонда, что всегда приводит к экономии. Второе направление — создание сервисных организаций, работающих по принципу заявок. Такую структуру мы уже создаем на базе аварийной службы, у которой есть транспорт и три бригады, работающие круглосуточно, посменно. Мы хотим создать четвертую для постоянной работы днем. По такому же принципу могут быть созданы бригады кровельщиков, вообще всех специалистов в сфере ЖКХ. Территориальная привязка, существующая сегодня у ЖЭУ, не нужна. Специалисты должны решать конкретные проблемы, выезжая туда, где эти проблемы возникают. При этом аварийный режим работы не обязателен, предполагается и плановый ремонт. Отличие в том, что делать его будут профессионалы, а не номинальные единицы, просто принятые на ставку. В идеале трехуровневая система управления жилым фондом в Орле, подобная той, которая сегодня существует — ЖРЭП (Заказчик) — районные МУПы — ЖЭУ — должна исчезнуть, а на ее месте появится горизонтальная схема отношений, где жильцы без посредников напрямую общаются с подрядчиком. Это выгодно обеим сторонам: только перевод ЖЭУ № 7 на принцип работы сервисной организации позволил сразу поднять сотрудникам зарплату на 20 процентов.
— За счет чего?
— За счет освобождения от услуг посредника в лице районного МУПа. Чем больше уровней управления, тем затратнее механизм и меньше эффективность реальных дел. Районные МУПы криком кричали, что ЖЭУ не могут работать, потому что не обеспечены материалами — требовали много и сразу. Мы закупили все, что требовалось. Материалы лежат, однако не видно, чтобы работа значительно улучшилась. При горизонтальной системе отношений все предельно прозрачно, жильцы даже могут подписывать акт выполненных работ, оценивать их качество, что сегодня отсутствует напрочь.
— Реформа ЖКХ в этом свете уже и не кажется столь непривлекательной.
— Идея красива сама по себе, но реальность сложнее и механизм реализации идеи не продуман. Показательный пример — волна, во многом политическая, поднятая по поводу освещения мест общего пользования. Ведь что произошло по сути? Электроснабжение совершенно правильно было разделено. Плата за освещение мест общего пользования должна состоять из двух частей: плату за содержание сети (доставку ресурса) и платы за объем потребленной энергии. Содержание сети осталось в текущем ремонте жилого фонда, а объем потребленной энергии выделили, попытавшись считать его сначала по 7 кВт, что, по моему мнению, было большой ошибкой, поскольку двух одинаковых домов, даже двух одинаковых подъездов просто не существует, люди везде разные — где-то экономные, а где-то не очень; а потом увязали плату с показаниями общедомовых счетчиков. Первое решение было оспорено судом, и с этим можно согласиться, привязка к нормативам всегда условна. Но как можно было опротестовать показания счетчиков? Это уже на грани фантастики! В целом по городу в местах общего пользования электричества нагорает на 4 млн. рублей, а с населения мы собираем 1 млн. 300 тысяч. Где брать остальное? Убыток полностью ложится на МУП ЖРЭП. Мы попытались расторгнуть договор с ИнтерРАО, чтобы отказаться от услуг, на которые у нас нет денег. В ответ компания пригрозила выборочно отключать дома от электроснабжения.
— По какой же методе взимается плата с жильцов?
— По очень странной методе, изложенной в 307-м постановлении Правительства РФ, крайне неудобной и совершенно бессмысленной схеме: плата распределяется между жителями пропорционально показаниям индивидуальных средств учета. Подразумевается, что, чем больше по счетчику нагорело в квартире, тем больше должен платить человек за лампочку в подъезде. Ситуации в связи с этим постановлением возникают просто абсурдные. Нам пожаловалась женщина, которая ухаживает за больной матерью — стирает, гладит, утюг в квартире практически не выключается, по квартирному счетчику набегают чудовищные суммы. На улицу женщина практически не выходит, но при этом должна платить за освещение подъезда едва ли не больше всех. Повторю: это не наше решение, это постановление Правительства, которое необходимо выполнять. Мэрия своими силами могла бы разработать более справедливую схему расчетов, но не факт, что ее завтра не отменит местный суд.
— Федеральная программа сноса аварийного и ветхого жилья, на ваш взгляд, поможет сделать реформу ЖКХ менее тяжким бременем для населения?
— Безусловно, лишь бы она не была привязана к выборам, которые быстро проходят. Двухэтажные домишки, построенные насыпным способом, когда между двумя тонкими стенками насыпалось что-то, со временем ссыпавшееся едва ли не до фундамента, «реформировать» в принципе невозможно, любые расходы будут бессмысленными. Такие дома можно только сносить, а людей — расселять в новое жилье. Экономия скажется уже в том, что первые несколько лет новые многоквартирные дома требуют на свое содержание буквально копейки. Не случайно жильцы новостроек стараются сразу выйти из-под опеки ЖЭУ, чтобы своими деньгами не субсидировать содержание чужого ветхого фонда. Повторюсь, что реформа ЖКХ с прицелом на самоуправление жильцов симпатична как идея, но коммунальная сфера настолько сложна, что без прямой экономической помощи государства она обречена на провал. Хочется надеяться, что и государство это осознало.
— Возможно, мы разбудим дремлющих активистов, которые сами пожелают сделать шаг навстречу реформе. При МУП ЖРЭП (Заказчик) не создан какой-нибудь консалтинговый центр? Куда можно обратиться за помощью и советом?
— Консалтинговый центр пока не создан. Звонить можно по тел. 76-20-90. Трубку поднимет секретарь и соединит с нужным специалистом, если, конечно, вопрос будет в нашей компетенции.
Беседовал Сергей ЗАРУДНЕВ.