Александровский мост: завершающий этап реконструкции

Александровский мост вновь становится объектом особого внимания горожан. Идет завершающий этап работ по реконструкции сооружения. Этому событию было посвящено рабочее совещание, состоявшееся 1 августа прямо на строящемся объекте. В нем приняли участие мэр Орла Александр Касьянов и председатель областного Совета народных депутатов Иван Мосякин.

Прознав о посещении моста высоким начальством, сюда подтянулись и работники одного из близлежащих магазинов. «Почему так долго строите? — сетовали женщины. — Из-за того что мост закрыт, страдает наш бизнес». Увы, наверное, и многим другим горожанам надоел долгострой в самом центре Орла. Ведь аварийным мост признан уже полтора десятка лет назад. Но по-настоящему работы здесь начались в июне прошлого года.

Кстати, новый мост хотя и сохраняет некий исторический облик своего предшественника, построенного в начале прошлого века и являвшегося одной из самых интересных достопримечательностей города, все же будет современным. Впрочем, сохранять непосредственно от того первоначального сооружения уже было нечего. В 1943 году фашисты, отступая из оккупированного ими Орла, мост взорвали. Лишь спустя десять лет он был восстановлен. Но послевоенный мост сделали не чугунным, как прежний, а железобетонным, расширили, превратив из пешеходного в транспортный, по которому ездили трамваи. Он простоял почти полвека, но, оставшись без должного присмотра, пришел в негодность. Осилить его ремонт самостоятельно городу было не под силу. Требовались большие суммы, и сразу. И возможно, еще долго в центре Орла зияла бы огромная яма, но новая команда мэрии решилась на нестандартный ход, взяв под строительство банковский кредит.

Объявлена и народная акция под девизом «Александровский мост: впиши свое имя в историю города». Любой житель Орла получил возможность не только внести денежные средства на благое дело, но и увековечить свое или любое другое дорогое ему имя на плитах и картушах обновленного моста.

Правда, когда прикидывали объем работ, рассчитывали, что смогут использовать многие фрагменты старого сооружения, в частности и перекрытия, очистив их от толстенного асфальтового слоя. Однако, разобрав конструкции, увидели: менять нужно всё. А это потребовало больше и денег, и времени.

К весне нынешнего года, для того чтобы соединить два берега Орлика, в более чем двухсотметровом пролете оставалось состыковать примерно десяток метров монолитных перекрытий. К тому времени при сметной стоимости объекта в 132 миллиона рублей уже было освоено 89 миллионов. Но недостающие финансы найти не удалось. Даже уже отлитые на заводе им. Медведева чугунные ограждения, фонарные столбы и другие атрибуты украшения моста выкупить было не на что. Подрядчику — ОАО «Мостострой-66» пришлось работы приостановить. В городской администрации искали возможности для продолжения строительства. Конечно, доходы казны в последнее время заметно растут, но у Орла хватает других проблем, требующих неотложного финансового вливания: ремонт школ, оборудование их тревожной сигнализацией, помощь муниципальному здравоохранению, коммунальные вопросы. Приходилось мириться с тем, что долгострой еще какое-то время продлится. Ситуацию изменило известие о выделении из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию дорожной сети областного центра 257,6 миллиона рублей. Александровский мост вполне вписывается в эту программу: у объекта есть проектно-сметная документация, он прошел все необходимые экспертизы.

Федеральных денег, правда, все еще нет. В ведомствах пока идут согласования. И, чтобы не терять благоприятные летние дни, МУП «УКС» вновь взял банковский кредит на сумму 11 млн. рублей. Строительные работы возобновлены.

— Уложить перекрытия — это еще не означает мост построить, — объясняет генеральный директор «Мостостроя-66» Виктор Ставцев. — На самом деле, здесь еще масса отделочных, изоляционных, благоустроительных работ, достаточно трудоемких и требующих особой тщательности в исполнении.

Главный архитектор города Георгий Павленко отмечает, что восстановленный мост создаст единый архитектурный ансамбль с улицей Ленина, площадью Ермолова, Смоленской церковью и другими окружающими строениями. С этим ландшафтом будут гармонировать восьмиметровые ростральные колонны у входа, старинной формы фонари, узорные перила, тумбы, скульптурные композиции.

Для прогуливающихся горожан на мосту будут предусмотрены смотровые площадки, спуски к воде. Внутри самого сооружения расположатся кафетерии, сувенирные лавки, коммуникации, насосная станция для каскада фонтанов. Подходы к мосту также превратятся в зону отдыха: здесь планируется возвести ротонды, разбить новые клумбы, дорожки, смонтировать малые архитектурные формы. Похорошеет и сам Орлик: в этом году завершается очистка его русла.

Журналистов интересовало: не будет ли восстановленный мост использоваться для проезда, особенно когда на Тургеневском мосту случаются дорожно-транспортные происшествия и образуются пробки? Ответ был однозначным: хотя по прочности Александровский может использоваться и для проезда транспорта, но он является продолжением пешеходной зоны. Кстати, по словам Ставцева, нагрузка от прохода толпы пешеходов не меньше, чем при проезде машин. Поэтому в проект и закладывается запас прочности.

Судя по сетевому графику строителей, всего работ осталось на три месяца. Достроить мост они обещают к первому ноября. Причем проход для пешеходов может быть открыт, как только установят ограждения. По одной стороне моста еще будут продолжаться отделочные работы, по другой — могут двигаться пешеходы.

Председатель облсовета Иван Мосякин, он же секретарь регионального политсовета партии «Единая Россия», напомнил, что деньги на ремонт и реконструкцию дорожной сети для областных городов, которые перепадут и Орлу, выделены по инициативе его партии. А теперь отделение «ЕР» берет на себя контроль за расходованием этих средств, хотя и не сомневается, что в Орле они не будут разворованы, а пойдут по назначению.

По словам Мосякина, мост — устройство сложное, а в нашем случае — это еще и благоустройство прилегающей территории. Поэтому нужны немалые деньги. И говоря о цене сооружения, Мосякин отметил, что эту проблему часто «передергивают». Иван Яковлевич напомнил фразу, сказанную по поводу работ на Александровском мосту губернатором Строевым: «Красота стоит дорого».

— Мы же не временное сооружение делаем, а мост, который должен остаться на века, — заключил Мосякин. — Поэтому за все надо платить. Это будет подарок всем жителям города.

Александр Касьянов дал распоряжение своим службам отныне еженедельно проводить рабочие планерки непосредственно на объекте, чтобы своевременно снимать все возникающие проблемы. Дано поручение о переносе наземной теплотрассы, идущей по берегу Орлика. Она не вписывается в новый ландшафт. Обозначен и срок этих работ — до начала отопительного сезона.

К слову, в этом году планируется ремонт еще двух городских мостов — Тургеневского и моста Дружбы. На них заменят дорожное покрытие. А на следующий год запланирована реконструкция Красного моста, с расширением и заменой аварийных опор.

Борис МУТАФ.