Либо что-то случилось, либо одно из двух
Второй номер «Красной строки», который должен был поступить в продажу утром 11 февраля, попал на прилавки с опозданием на сутки из-за того, что областная типография «Труд» в очередной раз наступила на грабли и отказалась печатать нашу газету. Ну что ж, тираж был отпечатан в Брянске и своего читателя все равно нашел.
Во всяком случае, жители райцентра Нарышкино, прочитав статьи «Что такое народ и с чем его «едят»…» — о нарушениях предвыборного законодательства в Знаменском районе и «Кру-гом! И расходиться, козыряя…» («КС» № 2, 11 февраля 2011 г.) — об аналогичной ситуации в Урицком районе, поспешили сообщить нашей редакции, что у них тоже, как и в Знаменском, правосудие отправляет вполне симпатичная судья Д. Игнашина. А заодно рассказали, как 10 февраля районный суд отказал Л. Семенёвой в удовлетворении требований об отмене решения избирательной комиссии о признании недействительными самолично собранных заявительницей подписей в количестве 87 штук и об отказе в регистрации её в качестве кандидата на должность главы п. Нарышкино.
Мы подробно рассказали обо всей предыстории в уже упомянутой статье прошлого номера. И, честно говоря, не очень-то сомневались в исходе судебного дела. Но даже при всем при том в решении суда обнаружили кое-что полезное и удивительное.
Полезное то, что в этом официальном документе на странице 6 черным по белому записано: «В период нахождения Семеневой Л. А. в отпуске, ею лично были собраны 87 подписей избирателей в ее поддержку, что следует из подписных листов, итогового протокола от 04.02.2011 г. и не оспаривалось сторонами».
А удивительным нам показался вывод судьи на следующей странице: «Даже находясь в отпуске, Семенева Л. А. для избирателей отождествлялась с главой их поселка, и, собирая лично подписи в свою поддержку, могла тем самым повлиять на волеизъявление избирателей, т. е. использовала административный ресурс».
Этот вывод следует вырубить на скрижалях орловского — да чего там! — всего отечественного правосудия! Ибо, следуя такой логике, надо признавать административным ресурсом практически все, что делают представители любых уровней власти во время предвыборных кампаний. Рассылает ли губернатор всем избирателям письма с призывом поддержать некоего кандидата; открывает ли председатель облсовета, будучи при этом лидером одной из партий, какое-нибудь спортивное сооружение; обходит ли квартиры горожан заместитель председателя Орловского горсовета и т. д., и т. п. — получается, все это противозаконно, так как для избирателей эти люди отождествляются с их государственными, муниципальными и партийными должностями. Но ведь нет же, не признают наши о-очень избирательные комиссии, правоохранительные органы и суды всю подобную деятельность неправомерной, не отказывают в регистрации, не снимают с выборов… А вот таким людям, как Л. Семенёва, — отказывают. И это при том, что в тех случаях действительно далеко не все законно, а в данном конкретном — как раз наоборот.
Предыдущую публикацию мы закончили на том, что ответ на жалобу Семеневой из Центризбиркома России пока не поступил. Так вот как раз в тот самый день, 10 февраля, когда районный суд выносил свое решение, пришел и ответ из ЦИКа за подписью члена комиссии И. Б. Борисова и за номером 08-29/502. Приводим его текст полностью: «Уважаемая Лариса Александровна! Ваше обращение, поступившее в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, рассмотрено.
В силу пункта 6 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в сборе подписей избирателей не допускается. Все подписи, собранные с участием соответствующих органов, являются недействительными, а лица, виновные в нарушении указанных положений Федерального закона, должны привлекаться к административной ответственности по статье 5.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагаю, что любые действия лица, замещающего должность главы муниципального образования, не могут приравниваться к деятельности органа местного самоуправления. При оценке фактических обстоятельств положения пункта 6 статьи 37 Федерального закона необходимо рассматривать во взаимосвязи со статьей 40 Федерального закона.
Кандидаты, замещающие выборные муниципальные должности, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного положения. В пункте 5 статьи 40 Федерального закона приведен перечень ограничений, несоблюдение которых будет расценено как использование таких преимуществ. На основании подпункта «д» пункта 5 указанной статьи лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо являющиеся главами местных администраций, не вправе осуществлять сбор подписей избирателей, участников референдума в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета) командировок.
С учетом изложенного, закон не содержит прямого запрета на сбор подписей избирателей лицом, замещающим должность главы муниципального образования.
Кроме того, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 83-Г09-7 отмечалось, что доводы о невозможности участия в сборе подписей избирателей заместителя главы сельской администрации и главы сельской администрации только в силу статуса являются ошибочными, а сборщики подписей, занимая муниципальные должности, указанные в подпункте «д» пункта 5 статьи 40 Федерального закона, осуществляли сбор подписей, не находясь в служебных командировках».
Как говорилось в известном мультике про Колобков, либо что-то случилось, либо одно из двух: или судья Д. Игнашина неправильно толкует законодательство и выносит неверное решение, или член ЦИКа И. Борисов не понимает, о чем пишет. Нам кажется — первое.
Другой вопрос — почему чуть ли не во всех районах избирательные комиссии принялись придираться к «нежелательным» кандидатам и отказывать им в регистрации, а суды вопреки очевидным фактам и положениям законодательства — «проштамповывать» такие отказы? Что думают по этому поводу председатели областной избирательной комиссии Е. Щендригин и областного суда В. Волков? И в данном конкретном случае — прав ЦИК или нет?
А пока ответов нет, точку в этой истории ставить рано.
Василий Онуфриев.