«Родина» — не просто кинотеатр

Первые опыты проектирования кинотеатров в отечественной архитектуре относятся к 1920-м гг. Тогда ещё для них не было выработано специальных норм проектирования, и вплоть до 1935 г. кинотеатры строили по подобию театральных сооружений — так же, как клубы и дома культуры. С 1934 г., в связи со стремительным развитием киноиндустрии, появлением звукового, а в конце 30-х гг. — и цветного кино, строительство кинотеатров в СССР приобретает массовый характер. По воле исторических судеб начало киностроительства в Советской России совпало с очень бурной, яркой, но — в силу политических обстоятельств — непродолжительной эпохой архитектурного авангарда и всецело оказалось в руках его представителей — архитекторов, преподававших и учившихся во ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе — цитадели русского авангарда 1920-х гг.

Выпускнику ВХУТЕИНа 1930 г. Виктору Петровичу Калмыкову (1908—1981), назначенному на должность архитектора Управления кинофикации при СНК РСФСР, суждено было стать главным специалистом по проектированию и строительству кинотеатров в нашей стране на первом его этапе. Из 60 кинотеатров, построенных с 1935 по 1940 г. в различных городах РСФСР, 50 осуществлено по проектам В. П. Калмыкова. В их числе и кинотеатр «Родина» в Орле. Примечательно, что это здание построено совсем молодым архитектором: в 1937 г. ему не было ещё 30 лет!

Судя по всему, именно Калмыкову принадлежит разработка в нашей стране концепции нового типа зрелищного со-оружения, специально предназначенного для демонстрации кинофильмов, т. е. кинотеатра в современном понимании. Молодой архитектор всесторонне изучил лучший зарубежный опыт, ошибки и достижения киностроительства США и Западной Европы. Основными задачами проектирования были определены экономичность, предельная функциональность, избавление от всего лишнего. Архитектор считал, что «в каждом типовом проекте желательно иметь несколько вариантов фасадов», а поскольку здания кинотеатров в большинстве случаев представляют собой невысокие 2—3-этажные строения, то простая механическая увязка их с более высокими строениями невозможна.

Удивительно, с какой точностью и совершенством воплощены и синтезированы эти идеальные, изложенные мастером теоретические принципы на практике — именно в его орловской постройке, здании кинотеатра «Родина»!

Важными компонентами сложившейся структуры ул. Московской, где стоит кинотеатр, являются площади и связанные с ними рекреационные зоны, которые создают очень удачно найденный ритм сочетания плотной застройки и свободной пространственной среды с зелёными насаждениями. Они дают городу «свободно дышать» и предохраняют его от «урбанистического коллапса». И в этом смысле большая рекреационная зона вокруг кинотеатра «Родина», образованная двумя скверами, приходится как раз на центральный отрезок улицы и тем самым служит определяющим звеном в ритме-чередовании заполненного и открытого (разреженного) пространства — тех самых необходимых «разрывах» в застройке, о которых писал Калмыков. Уничтожение сквера и застройка этой территории станет, по сути, разрушением ул. Московской как градообразующего явления.

Следует учесть, что именно эта улица сосредоточила все здания эпохи конструктивизма в Орле — клуб завода «Текмаш» (1928 г.), машиностроительный техникум (1931 г.), кинотеатр «Родина» (1937 г.), жилой дом на пл. Мира, 5 (1936 г.). Постановка на одной улице в Орле четырех монументальных конструктивистских зданий в опорных точках её пространственной композиции позволяет говорить о своеобразном ансамбле, подобного которому нет в других городах.

Но даже и единичных памятников конструктивизма в нашей стране осталось очень немного. К примеру, в Москве их можно «перечесть по пальцам». В Орловской области они не представлены нигде, кроме Орла. Эти здания олицетворяют культуру определённой эпохи — 20-х — 30-х гг., черты которой давно исчезли в других областях культуры, и лишь архитектура, как «летопись мира», удерживает память о ней в своих старых камнях. Довоенная советская архитектура уцелела в Орле только в этих четырёх зданиях, и в этом смысле они даже более раритетны, чем памятники классицизма, которых сохранилось намного больше. Именно поэтому кандидат искусствоведения В. И. Плужников, высоко оценивая архи-тектурно-художественные качества кинотеатра «Родина», ещё в 1985 г. внёс его в каталог Свода памятников истории и культуры России.

Вот что написал сегодня действительный член академии реставраций, профессор академии архитектурного наследия В. И. Плужников, обеспокоенный судьбой постройки В. П. Калмыкова: «Печальный финал советской истории и его хронологическая близость к нашим дням мешают объективно вглядеться в сооружения этого периода. Их старомодность контрастирует с размашистым новым строительством… враждебным к традиционным историко-культурным ландшафтам города… Любое сокращение историко-архитектурного фонда Орла — непозволительная жертва апологетам «активной жизненной позиции», готовым обезличивать старинные города ради коммерческой выгоды. …Здание кинотеатра «Родина»… передаёт характерные особенности предвоенной советской архитектуры зрелищного назначения. Этот проект… не случайно упомянут в 12-м томе (книга первая) «Всеобщей истории архитектуры (М., 1975)».

Символическое решение главного фасада как имитации в архитектурных формах кино-экрана — идущие по наклонной плоскости от центрального витража ряды кессонов подобны расходящимся лучам — идеальный пример выражения функции постройки в её архитектуре! Выразителен и задний фасад, подчёркнуто контрастирующий с живописным главным своим аскетизмом.

Кинотеатр «Родина» — одно из тех сооружений, без которых нельзя представить себе нашего города, оно является такой же характерной чертой его индивидуального облика, как Торговые ряды, церковь Михаила Архангела, здания театра «Свободное пространство» или Госбанка. Помимо того что это редкий памятник архитектуры — постройка в стиле конструктивизма, это ещё и памятник истории, первый специально построенный кинотеатр в городе, чудом уцелевшая частица довоенного Орла. До наших дней сохранились единичные памятники 20-х — 30-х гг. XX века, и кинотеатр «Родина» — один из тех редчайших «экспонатов», которые позволяют хотя бы мысленно реконструировать черты той эпохи и сохранить ощущение исторической связи.

Судьба этого здания — подлинно героическая. Драматизм присутствует в самом факте постройки и открытия его в канун войны. Интересно, что во время оккупации оно использовалось по назначению, а после освобождения Орла одним из первых решений было — восстановить кинотеатр «Родина». Первый послевоенный выпускной бал, встречи Нового года, торжественные собрания — все знаменательные события происходили в этом здании, — оно стало центром общественной жизни в суровые военные и послевоенные годы. Внутренняя планировка, сохранившая всё же известную связь с театральной — зрительный зал с балконом, обширное фойе с малой сценой, галереи 2-го этажа, — всё это позволяет зданию быть киноконцертным сооружением многофункционального назначения, например, базовой концертной площадкой областной филармонии. Многие годы на малой сцене в фойе играл джаз-бэнд, а на галерее перед сеансом выступала певица. Великолепно оформленные интерьеры с изящной лепниной, лёгкими ажурными лестницами, светлая, открытая человеку архитектура — создавали ощущение праздника, дарили людям счастье.

Судя по эскизному проекту предполагаемого на месте «Родины» торгово-развлекательного комплекса, архитектор не сделал никакой попытки связать задуманное им сооружение с существующей застройкой. Напротив, своими преувеличенными масштабами при заурядной архитектуре оно бесцеремонно наступает на окружающие его здания несомненного художественного достоинства — дом № 28 по Московской улице, машиностроительный техникум. А кинотеатр «Родина» и вовсе оказывается жертвой, сносимой под натиском ничем не оправданной гигантомании. Для всякого культурного зодчего очевидно, что нельзя вторгаться в застройку Московской улицы крупными объектами, новые здания должны быть соразмерны уже сложившейся этажности.

Всё сказанное здесь — давно известно и подтверждается цитированными словами крупнейшего зодчего и авторитетного искусствоведа. Странно, что вновь приходится объяснять и доказывать очевидные вещи.

Здание кинотеатра «Родина» поставлено под охрану в 1993 году как памятник градостроительства и архитектуры. Он имеет свою заповедную зону, статус которой согласно действующему Земельному кодексу не подлежит пересмотру. Рекреационная зона вокруг памятника также неприкосновенна, вести строительство здесь запрещает закон. Судьба памятника также не может решаться путём референдума или опроса общественного мнения. Это юридический нонсенс. Необходимы реставрация здания и уход за прилегающей территорией. Это единственное, что не противоречит закону и нормальному ритму развития города.

И если хотя бы на секунду допустить мысль о том, чтобы уничтожить это здание, стереть его с лица города, — не почувствуем ли мы тогда, что родной город скоро может стать нам чужим… Мы просто перестанем его узнавать. Кому из нас при мысли об этом не становится страшно?..

И. Кушелев.