Собственники жилья и чиновники должны работать в одной упряжке

Жители дома № 3 по бульвару Победы в Орле добивались кап-ремонта своего жилого здания два года. И вот нынешней весной оказались в заветном списке. Понимая, что успех дела во многом зависит от подрядной организации, решили заранее выяснить, кому можно доверить эту важную роль. Общим собранием собственников выбрали своих представителей в комиссию по проведению квалификационного отбора подрядных организаций, что предусмотрено законом. И эти уполномоченные предварительно поездили по городу, высматривая уже отремонтированные идентичные их дому «сталинки». Осмотрели с десяток многоэтажек. Но больше всех приглянулся дом № 100 по ул. Московской. Выяснили у его собственников, как связаться со строителями, работавшими здесь, и вскоре сообщили своей управляющей организации, что их исполнитель работ определен.

— Мы связывались и с другими строительными фирмами, — рассказывает член инициативной группы дома № 3 Елена, — но некоторые предлагали лишь узкопрофильные услуги. К примеру — отремонтировать только кровлю или фасад, коммуникации. Однако жильцы посчитали, что в таком случае, не дай Бог что, — крайнего не найти. Этот же подрядчик взялся выполнить комплексный ремонт. И качество работы мы видели.

И все бы хорошо, но однажды «разведка» донесла, что на совещании в мэрии кто-то из чиновников, узнав, что будто на бульваре Победы, 3 уже подобрали себе подрядчика на капремонт, очень рассердился и заявил, что не допустит этого.

Дом заволновался. Пошли письма в прокуратуру, мэрию. Прокурор ответил, что, пока администрация города решение о выборе подрядной организации для проведения капремонта не принимала, оснований для прокурорского реагирования нет. А вот из администрации за подписью замглавы В. М. Бахтина пришло письмо, подтверждающее догадку жильцов: «разведка» была права. По существу поставленных вопросов в письме ничего не говорилось, зато утверждалось, что якобы собственниками помещений нарушено законодательство: подрядная организация выбрана без получения уведомления от администрации города о распределении субсидий. И на полном серьезе предлагалось устранить нарушения, в противном случае финансирование капремонта дома будет приостановлено.

Жильцы до сих пор в недоумении: в чем нарушение закона? Решение общего собрания собственников никак не подменяет процедуру квалификационного отбора в управляющей компании. Только к этой процедуре собственники заранее подготовили свои конкретные предложения — и все. Разве это не их право? По крайней мере, постановление коллегии администрации области, на которую есть ссылка в письме, не содержит таких запретов.

Несмотря на окрик чиновника, на заседание квалификационной комиссии, которое состоялось 2 июня, все дружно проголосовали за подрядную организацию, выбранную собственниками дома № 3. А жильцы сразу же предоставили строителям подсобные помещения для хранения инструментов и одежды. Подрядчик осмотрел предстоящий фронт работ и фактически уже к ним приступил.

Первый, по словам жильцов, «нервный», этап битвы за капремонт, длившийся два месяца — позади. Но, похоже, не менее беспокойно складывается и последующий.

— Все время появляются какие-то барьеры, — переживает за ситуацию Елена. — После выбора подрядной организации с ней в течение трех дней управляющая организация должна подписать договор. Но на прошлой неделе этот срок истек, договор не подписан, потому что у администрации города нет соглашения с управляющей компанией, где будут оговорены сумма платежей, сроки их перечисления. При этом по ТВ чиновники рапортуют, будто все ими сделано.

Прошедший отбор подрядчик не отказался бы и от положенного 30-процентного аванса, который необходим на закупку стройматериалов. Между тем, по словам жильцов, до сих пор неизвестна точная сумма, выделяемая на дом. Сначала была названа одна цифра, но на заседании комиссии по квалификационному отбору подрядчиков представитель города предложил в целях экономии сократить смету на 15 процентов и выполнить работы до 1 июля. Члены комиссии не поддержали ни то, ни другое, посчитав, что ужесточение сроков и сокращение сумм отрицательно скажутся на качестве работ. Но тем не менее известно, что администрация не отказалась от своего намерения.

— О какой экономии может идти речь, — недоумевает еще один член инициативной группы Инна, — если смета на ремонт была составлена практически еще два года назад? За это время дом еще больше износился, да и цены выросли. В случае урезания сметы придется некоторые работы исключить, закупать материалы худшего качества. Лучше бы побыстрее перечислили то, что выделено, чем потрошить целевую программу.

Оперативность необходима еще по одной причине. Началась отпускная пора. Многие планировали уехать на море или на дачу, а пока вынуждены отказаться от своих планов. Ведь строителям может понадобиться доступ в квартиры при замене, к примеру, коммуникаций. Одним словом, в домах бурлит-кипит, люди постоянно интересуются: как, что? А информации толком нет.

У собственников дома № 10 по Почтовому переулку — ситуация аналогичная. Если судить по тому письму из мэрии, они тоже нарушители закона: познакомились со своим подрядчиком еще до получения уведомления мэрии о распределении денег. А если бы чиновники, в самом деле, взяли да уперлись и потребовали снять пришедшего на дом без их благословения? Даже после того как подрядчик в этот дом уже вложил немало средств.

— Сейчас этот риск уже миновал, — считает председатель домового комитета Р. П. Ерохина. — Но поволноваться пришлось. И жаль, что времени потеряно много в ожидании, пока все вопросы утрясутся. А время сейчас — золотое. Ремонтировать инженерные сети, подвалы нужно, пока отопление отключено.

На Почтовом, 10 тоже выбирали подрядчика, который выполняет комплексный ремонт, тоже предварительно ездили по объектам претендентов, выспрашивали подробности у жильцов, председателей домкомов.

В 80-квартирном доме предстоит восстановить фасад, кровлю, подвал, системы пожаротушения, дымоудаления, электропроводку и т. п., заменить два лифта. Набирается работ на сумму в 8 млн. рублей. Объем достаточно большой. Обновленный дом должны сдать к 1 августа.

— Но я так ожидаю, что все будет сделано к 1 сентября, — говорит Раиса Петровна. — Мне все же не столько сроки нужны, сколько качество. Это не посевная кампания, где день год кормит.

В этом году городская заявка в Фонд содействия реформированию ЖКХ была подана как никогда рано — 31 марта, и уже 14 апреля правление фонда ее одобрило. В первых числах мая федеральные деньги были в регионе, а 7 мая — на счетах городской администрации. И возникает резонный вопрос: почему же они задержались здесь больше месяца? Понятно, что были праздничные дни, но после-то пошли будни…

Первоначально из уст городских чиновников звучали планы направить деньги на счета управляющих организаций и ТСЖ до 20 мая. На самом деле на эту дату появилось лишь решение о распределении ассигнований. 26 мая в управляющие компании и ТСЖ пошли уведомления, давшие старт отбору подрядных организаций. Срок и этой процедуры истек. Теперь в течение 30 дней или в срок до 25 июня управляющие организации и ТСЖ обязаны представить в администрацию города пакеты документов, необходимые для перечисления субсидий. Надо надеяться, что дисциплинированным адресатам деньги пойдут не после указанного срока. Иначе как это согласуется с призывами завершить капремонт до 1 июля?

Примечательно, что, когда средства уже были у администрации Орла, она попыталась изменить правила игры. Вместо отбора на заседаниях квалификационных комиссий было предложено проводить открытые конкурсы. Эта система, как декларируется, четко продумана, взвешена и апробирована в других субъектах РФ. Она имеет антикоррупционную составляющую. Как было сказано на одном из совещаний в мэрии: «Другой схемы больше быть не может. Позиция города в этом отношении абсолютно правильная».

Однако до настоящего времени предложения администрации не реализованы. И в одном из интервью В. М. Бахтин признал: «Но тут есть маленький вопрос, и он очень серьезный. Вы слышали, мэр еще раз подчеркнул, что мы будем проводить конкурсный отбор подрядных организаций. И здесь мы наткнулись на непонимание. Во-первых, мы не можем проводить его в силу того, что субъект должен внести изменения в соответствующие нормативные акты, которые принимались ранее. И у меня есть информация, что субъект на это не пойдет».

Пока верхи разбираются, заложниками ситуации остаются собственники жилья и подрядные организации.

Впрочем, на недавнем совещании в мэрии и. о. начальника управления по развитию городского хозяйства Д. В. Швецу за нерасторопность уже перепало. «С заключением соглашения с Департаментом строительства, транспорта и ЖКХ правительства области мы затянули. По сути, оно было подписано последним из всех муниципальных образований области. Как будто управление городского хозяйства не готовилось к этому периоду», — указал В. В. Сафьянов на упущения подчиненного.

Мэр подчеркнул обязательность комплексного ремонта: «Не только подкрасить фасад, а посмотреть, что делается с системой теплоснабжения, со стояками, батареями, кровлями, техническими узлами, подвалами». Ну и, конечно, повторил, что все нужно делать быстро. В таком случае у города есть надежда в этом году получить средства по федеральной программе еще раз, за счет тех, кто не успевает освоить выделенные деньги.

Однако без инициативы собственников жилья, опоры на них — такую задачу точно не осилить.

Борис ФЕДОРОВ.

P. S. 7 июня в администрации области состоялось совещание, на котором рассматривался ход реализации региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Отмечена положительная динамика ремонтных работ в городе Ливны, Глазуновском, Должанском, Кромском, Колпнянском, Ливенском и ряде других районов.

В таких районах, как Болховский, Новодеревеньковский, Сосковский и Троснянский, к ремонту многоквартирных домов приступили, но не на всех объектах, включенных в программу. В городе Орле на запланированных к проведению капремонта 42 домах работы пока не начаты.