Бардак в стране — не повод для нарушения правил дорожного движения

Трудно пропагандировать правильное поведение, когда оно невозможно.

— Не ставьте машину на газоне, это административное правонарушение, штраф — до двух тысяч рублей.

— А куда мне ее ставить? Покажите хоть одну оборудованную стоянку рядом с домом. Ладно, не рядом, покажите хоть одну стоянку во всем квартале. Нет? Тогда где прикажете парковаться?

— А на газоне все равно нельзя.

Сказка про белого бычка, её современная разновидность. Жильцы жалуются в мэрию, мэрия отписывает в ГАИ, инспектор приходит разбираться, происходит диалог. Отделение пропаганды ГИБДД в очередной раз разъясняет правила поведения. А стоянок как не было, так и нет.

— Детям до 14 лет нельзя выезжать на велосипеде на проезжую часть.

— Дяденька, а куда можно выезжать, ведь велосипедных дорожек в городе нет.

— Более того, детка, они даже не планируются.

Этого инспектор отделения пропаганды ГИБДД ребенку, конечно, не скажет, чтобы не травмировать детскую психику, не подрывать здоровую веру маленького человека в мудрость взрослого мира, правильность и продуманность всего, что в этом мире делается.

— Катайся во дворе, милая (милый).

— Там машины. Им парковаться негде.

— Да, дети, меня тоже задолбал этот бардак…

То есть фраза, конечно, будет звучать иначе:

— А на проезжую часть все равно нельзя.

И инспектор будет прав, поскольку просто цитирует закон. А дети, его нарушающие, и их родители будут не правы.

На несовершеннолетних заводится карточка, она отправляется в ПДН, те уже штрафуют пап и мам. От 300 до 500 рублей придется заплатить взрослым за езду их чада по автодороге. А специальных велосипедных дорожек в городе как не было, так и нет. И даже не планируются.

— Дети тем не менее — самая благодарная аудитория, — рассказывает начальник отделения пропаганды отдела ГИБДД г. Орла Юрий Потапов — В детском саду, особенно если с мультиками приходишь, успех обеспечен.

— Как правильно переходить дорогу — перед остановившимся автобусом или позади него?

Взрослый надует щеки, пытаясь вспомнить правила, а дитя, прослушавшее курс, ответит:

— Лучше подождать, пока автобус отъедет от остановки.

Детские кресла (правильно — детские удерживающие устройства) — причина раздражения многих автолюбителей. Лишние расходы злят. Ю. Потапов убежден, что это не прихоть законодателей, и советует не экономить. По роду службы начальник отделения пропаганды выезжает на все ДТП с участием детей. Удерживающие устройства спасли, рассказывает он, не одну жизнь и огромное количество малышей уберегли от травм.

— А мой папа кресло не купил, заставляет меня нагибаться, чтобы гаишники не заметили.

Шкет охвачен пропагандой, он воспитает своего папу. Удерживающее устройство будет приобретено.

Юрий просил об этом не писать, а я не вижу причины, почему этого не нужно делать. В садики сотрудники отделения приходят с подарками, которые покупают за свои деньги. Средства на пропаганду безопасности дорожного движения с некоторых пор не выделяются. А ребенку, чтобы он что-то усвоил, должно быть интересно, с ним нужно играть, его нужно поощрять за старание и активность.

Даже книжная закладка с нужными рисунками и памятками — хорошее подспорье. А представьте целый городок — с разметкой, пешеходными переходами и светофорами, перед которыми останавливаются «настоящие» маленькие машины с суровыми дошкольниками за рулем. Такие городки есть, правда, не у нас. Эта игра — уже не совсем игра. К такому обучению дети относятся всерьез. Повзрослев, многие из них останутся законопослушными из уважения к своему детству — правильному и счастливому.

Плоды пропаганды есть. Их могло быть больше, если бы учить, что такое хорошо и что такое плохо, можно было не только на словах.

Кстати, дорогу в неположенном месте, рассказывает Юрий, чаще переходят взрослые, которые тащат за собой детей.
Это лень и безрассудство, они предосудительны. Труднее воздействовать на сознание в условиях объективной реальности.

— Уважаемый автолюбитель! Выезд на полосу встречного движения — грубейшее нарушение правил, влекущее за собой…

— А ты по Колхозной улице ездил? А по Городской? А пытался не выезжать на «встречку», двигаясь по Васильевской, где сплошная разметка? Пытался, но не получилось? Правильно. Как еще можно объехать канализационные люки, которые торчат, будто пеньки?

Главная задача орловского автолюбителя — не разбиться об орловскую дорогу. Как при этом — постоянно маневрируя — соблюдать правила дорожного движения — загадка. Правила обеспечивают безопасность. Но ее не обеспечивает само дорожное покрытие. Представьте положение инспектора ГАИ, который тем не менее обязан с водителей строго спрашивать.

— Да ты на дорогу лучше посмотри!

— Сам по ней езжу.

— Да пошел ты!..

Гаишник — как громоотвод, место для выплескивания народного гнева. На кого его еще плескать, больше на дороге никто не стоит.

— Скажи, друг, — обратимся к дорожному строителю, — отчего у тебя, да и у других, такое полотно паршивое?

— Отвечу как родному. Откат за победу в тендере — двадцать процентов. А еще нужно рабочим что-то заплатить, прибыль получить. О каком качестве можно разговаривать?

В самом деле, дети, что ли…

Не так давно на ул. Городской за полтора часа в одной яме случилось 6 ДТП. Машины бились. И правила вроде никто не нарушал. К кому взывать?

Как ратовать за безопасность движения, если все без исключения городские маршрутки выходят в рейс незаконно? Конкурс-то так и не проведен. Который год уже.

Практически каждый день, рассказывает Ю. Потапов, люди получают травмы от падения в маршрутных такси Орла. Это, оказывается, тоже дорожно-транспортные происшествия.

Работа отделения пропаганды в таких условиях напоминает человека, который пытается головой проломить стену.
С детьми — понятно. Со взрослыми — просто беда.

Непраздничный, однако, получается материал. 3 июля как-никак День ГАИ, а отделение пропаганды — его подразделение. На днях, можно сказать, отмечали.
Слюни, с другой стороны, размазывать — тоже малоинтересное занятие.

«Проблемы обозначены. За работу, товарищи!» — как говаривали в 1936 году в Совете Народных Комиссаров, утверждая «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР».

Правда, что в нынешнем бардачище можно сделать одной лишь пропагандой, ума не приложу.

Хотя… Все начинается с сознания. Земляки! Для начала — не переходите дорогу на красный свет.

Сергей ЗАРУДНЕВ.