Красная строка № 33 (299) от 31 октября 2014 года

Чиновная братия завалит любое дело

Невыполнение орловскими чиновниками федерального законодательства стало традиционной темой орловских средств массовой информации. Пользуясь пробелами в законодатель­стве, хозяева властных кабинетов вместо работы по устранению нарушений законов составляют отписки. Это стало их «фирменным» стилем: до решения вопросов, поставленных в обращениях орловцев, дело не доходит, зато отписки составляются своевременно — в строгом соответствии с законом «О работе с обращениями граждан в РФ». А если же ответ на обращение запаздывает, то в тексте просто ставится необходимая дата.

На подобную «методику», например, обратила внимание «Орловская искра» в статье «Отписки как стиль департамента образования» в номере от 8 октября 2014 года.
Поводом же для написания данной статьи послужила реакция прокуратуры Орловской области на деятельность, вернее, бездеятельность чиновников областного правительства.

Предыстория такова. В июле 2013 года собственники дома № 263 по улице Комсомольской в г. Орле на общем собрании, как и предусматривает Жилищный кодекс РФ, установили свой размер платы за содержание и ремонт жилья, а также утвердили перечень работ. Управляющая организация ООО «Орелжилцентр» согласилась с решением собрания и начала в соответствии с ним начислять плату за содержание и ремонт в размере 8,91 рублей с квадратного метра.

Однако после принятия городской администрацией постановления от 15.11.2013 года № 5213 «О плате за помещение для соб­ственников и нанимателей в многоквартирных домах» управляющая организация с 1 декабря 2013 года в одностороннем порядке изменила размер платы за содержание и ремонт до 15,01 рубля с квадратного метра, т. е. увеличила его более чем в полтора раза.

И при этом нарушила многие законодательные и нормативно-правовые акты:

— положение части 7 статьи 156 ЖК РФ — размер платы устанавливается общим собранием на срок не менее чем один год;

— положение части 3 статьи 156 ЖК РФ — орган местного самоуправления устанавливает размер платы только для тех многоквартирных домов, которые не определились с размером платы;

— постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416, которое обязывает управляющую организацию готовить предложения по вопросам содержания и ремонта общего имущества.

Кроме того, размер платы увеличился более чем на 60 процентов, что противоречит указам Президента России.
Собственники дома № 263 по улице Комсомольской возмутились незаконными действиями ООО «Орелжилцентр» и пожаловались в жилищную инспекцию. Однако, та, как это часто бывает, не увидела (не пожелала увидеть?) в действиях управляющей организации нарушений федерального законодательства. Тогда жители обратились в общественную приемную Орловского регионального отделения общероссийского общественного движения за права и интересы потребителей «Объединения потребителей России».

Общественная организация направила губернатору Орловской области Вадиму Потомскому заявление «О невыполнении жилищной инспекцией федерального законодательства». На него ответил заместитель председателя правительства Орловской области Н. В. Злобин. В письме № И-4754 от 20.08.2014 года Злобин сообщил, что проводились выездные проверки, и в отношении юридических лиц приняты меры административного воздействия. К сожалению, Николай Васильевич не уточнил, какие меры административного воздействия предприняты к нерадивым чиновникам, почему нарушается федеральный закон и когда Жилищный кодекс РФ будет исполняться в Орловской области.

После этого жители дома № 263 по улице Комсомольской обратились в прокуратуру Орловской области, которая в ответе за номером №7-167-14 от 11.09.2014 года сообщила: «В связи с тем, что действия ООО «Орелжилцентр» являются незаконными, а Управлением государственной жилищной инспекции не принято мер по понуждению управляющей организации к устранению данных нарушений, прокуратурой области 11.09.2014 вынесено представление заместителю председателя Правительства Орловской области, которое находится на рассмотрении». Конец цитаты.

Это называется — «приплыли»: прокуратура Орловской области предписывает чиновникам правительства Орловской области соблюдать федеральные законы! Но у жителей дома № 263 хотя бы появилась надежда на то, что решение общего собрания будет реализовано, а излишне взысканная плата будет возвращена или учтена в счет будущих платежей.

Пока это один из немногих примеров, когда прокуратура выступила в защиту прав и законных интересов собственников. А поле деятельности здесь огромное.

Скажем, тема капитального ремонта многоквартирных домов. Частью 3 статьи 180 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что региональный оператор открывает счета в кредитных организациях, отобранных по конкурсу. Положение о конкурсном отборе кредитных организаций нужно было несколько месяцев назад, когда проходили собрания собственников по выбору способа формирования фонда капитального ремонта и кредитной организации. После долгих раздумий правительство Орловской области разработало постановление от 22 октября 2014 года № 321 «О порядке проведения и условиях отбора кредитных организаций…». Можно предположить, что первая квитанция на оплату взносов на капитальный ремонт появится только в 2015 году: региональный фонд капитального ремонта публикует извещение о конкурсе за 30 дней до его проведения, 15 дней отпущено конкурсной комиссии для подведения итогов, не позднее 10 дней после подведения итогов заключается договор с победителем конкурса. Потом должны быть открыты счета в банке-победителе. И лишь только после всех этих мероприятий региональный фонд капитального ремонта может начать печатать квитанции. (Эта процедура не относится к тем многоквартирным домам, жители которых сами определили банк для формирования фонда капитального ремонта).

Согласно закону Орловской области, начисление платы по взносам на капитальный ремонт должно было начаться с ноября 2014 года. Вследствие деятельности (точнее, бездеятельности) нашего орловского правительства программа капитального ремонта задерживается на два месяца.

Возникает и такой вопрос: с какого времени региональный фонд капитального ремонта будет начислять оплату взносов на капитальный ремонт? Со времени открытия счета в кредитной организации? Тогда мы начнем оплачивать взносы на капитальный ремонт с января 2015 года в размере 6,6 рублей с квадратного метра. Или начисления будут производиться с ноября 2014 года? Что не совсем законно, поскольку в это время не будет ни отобранных банков, ни счетов.

Словом, программа капитального ремонта в Орловской области забуксовала на старте из-за нерасторопности чиновников областной администрации.

Интересно посмотреть на положение о конкурсе. Пункт 1.2 «Порядка проведения и условий отбора кредитных организаций…» декларирует, что принципами организации и проведения конкурса являются равные условия для всех претендентов. Однако создается впечатление, что «Порядок» сразу составлен в интересах Сбербанка. Согласно критериям, участник конкурса получает сразу 10 баллов только за то, что имеет пункты приема платежей во всех районных и город­ских округах Орловской области. Причем, критерии не предусматривают наличия (отсутствия) платежных агентов банка. 22 балла получает банк за то, что доля государственного участия в уставном капитале составляет более 50 процентов. С этой точки зрения весьма сомнительно увеличение весомости такого фактора, как государственное участие. Ведь именно государство, манипулируя законами, обесценило дореформенные сбережения граждан в Сбербанке, затем через денежные реформы изъяло все наличные денежные сбережения. Многочисленные изменения пенсионного законодательства также не придают авторитета государ­ству. А сейчас понижением курса рубля и повышением инфляции государство компенсирует выпадающие доходы сырьевых монополистов.

Хотелось бы узнать точку зрения антимонопольной службы на критерии отбора банков и мнение прокуратуры по поводу выполнения программы капитального ремонта в Орловской области.

Далее. Банк может установить процентную ставку на фонд капитального ремонта в размере 3—4 процента годовых, т. е. в два раза ниже уровня официальной инфляции, но стать победителем конкурса только за счет того, что государство имеет долю в его уставном капитале. Таким образом, государство в борьбе за наши сбережения опять окажется в выигрыше.

До сих пор не решена проблема выполнения работ по капитальному ремонту тех домов, которые выбрали специальный счет. Региональный фонд капитального ремонта ничего не будет делать для этих домов. Ни областное правительство, ни областной Совет не выступили с законодательной инициативой о внесении соответствующих изменений в Жилищный кодекс РФ. А для того чтобы решить проблему, нужно было в некоторые статьи Жилищного кодекса добавить фразу «и по специальным счетам капитального ремонта». Федеральное законодательство предоставило регионам большие полномочия по регламентированию капремонта. В данной ситуации целесообразно было внести в областные нормативные акты соответствующие уточнения. Но нет… Психология чиновника понятна — если что-нибудь делать, то могут дать по шапке, а если ничего не делать, то зарплата не убавится.

Вообще в Орле отмечается стойкое стремление не допускать общественность к контролю над деятельностью чиновников. Например, постановлением правительства Орловской области № 133 от 26 мая 2014 года создана рабочая группа по контролю над эффективным использованием средств, направляемых на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В составе рабочей группы — одни чиновники разных рангов. Фонд капитального ремонта на 70—80 процентов складывается из взносов жителей, однако сами жители не допущены к контролю над эффективным использованием своих же средств.

В нарушение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 600 и закона от 21 июля 2014 года № 212 «Об основах общественного контроля в РФ» в городе и области не уделяется должного внимания общественным организациям. Они рассматриваются чиновниками как назойливые мухи, которые мешают жить спокойно.

С большим интересом ознакомился с Указом губернатора Орловской области № 358 от 24 сентября 2014 года «О мерах по улучшению условий проживания граждан на территории Орловской области». После этого осталось двойственное чувство, и возникли вопросы. Создается впечатление, что авторы (составители) текста указа недостаточно знакомы с предыдущими решениями органов власти. В пункте 3 читаю:
«
До сентября 2015 года:
а) разработать механизм поддержки реализации муниципальных целевых программ в области замены и модернизации лифтового оборудования;

б) организовать консультативные центры поддержки председателей советов многоквартирных домов, систему обучения и профессиональной подготовки граждан, участвующих в управлении многоквартирными домами».

Видимо, составители текста ука­за не знают о существовании постановления правитель­ства Орловской области № 501 от 28 декабря 2012 г. «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Модернизация лифтового хозяйства в жилищном фонде, расположенном на территории Орловской области, в 2014—2018 годах» и постановления администрации города Орла № 1744 от 12 апреля 2013 года «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Модернизация лифтового хозяйства в жилищном фонде, расположенном на территории муниципального образования «Город Орёл», в 2014-2018 годах». В этих документах предусмотрено финансирование замены лифтов уже в 2014 году из городского и областного бюджетов. Указ же губернатора, по сути, отменяет эти постановления, поскольку предус­матривает только разработку механизма финансирования и только к сентябрю 2015 года. Так составители текста указа поставили Вадима Потомского в неудобное положение.

Относительно организации консультативных пунктов для советов многоквартирных домов. В этом году начинает свой пятый учебный год единственная в ЦФО школа жилищного просвещения. Занятия проходят по пятницам в большом зале орлов­ской городской администрации с 15.00 до 17.00. За время работы школы прошли обучение около 400 человек.

Орловское региональное отделение «Объединения потребителей России» открыло в Орле единственную в области и ЦФО общественную приемную по вопросам ЖКХ. Помещение для неё по адресу: г. Орёл, улица Ленина, дом № 8 безвозмездно предоставил городской Совет. Жаль, что чиновники об этом просветительском проекте тоже до сих пор ничего не знают.

Мы согласны преобразовать приемную общественной организации в приемную губернатора или правительства Орлов­ской области, однако, такого желания со стороны чиновников не наблюдается. Возникает крамольная мысль, что проект общественной организации не интересен, поскольку здесь нет возможности «срубить бабла».

В предвыборной программе Вадима Потомского подробно описана хозяйственная деятельность. Я желаю успеха новому губернатору в выполнении его предвыборной программы. Однако, ни в его предвыборной программе, ни в последнем указе нет ни одного слова о том, как он будет работать с чиновниками. А между тем, в нынешней ситуации именно чиновники своим бездельем и бюрократией могут завалить любые, даже очень хорошие замыслы.

Р. Исламгазин.