Что будем праздновать?

В России утверждена еще одна памятная дата — День Крещения Руси. Госдума постановила отмечать его 28 июля. Но, похоже, все получилось по известной поговорке В. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось…» Вот как прокомментировал решение российских парламентариев один из православных священников на сайте информагентства «Русская народная линия».

…Итак, миряне, забежавшие вперёд наших клерикалов, что, якобы, хорошо, намереваются с этого года начать отмечать 28 июля День Крещения Руси. Но задумаемся: что произошло-то в действительности 28 июля? А произошло следующее: 28 июля 1015 года скончался святой равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий, креститель Руси. 28 июля по новому стилю — это день памяти святого равно-апостольного Великого князя Владимира. Церковь эту дату отмечает. Но ведь это не дата Крещения Руси, а дата смерти князя Владимира! Почему миряне, забежавшие вперёд клерикалов, решили праздновать День Крещения Руси именно 28 июля? Воздержусь от какого-либо категорического утверждения. Пусть читатели сами найдут ответ. Сообщу только один факт: Русская Православная церковь всегда, повторяю: всегда, праздновала Крещение Руси 14 августа по новому стилю (1 августа — по старому). Всегда! Раскрываю, например, «Настольную книгу священнослужителя», том 3, изданную в Москве в 1979 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Открываю на странице 664, где начинается статья про 1 августа по старому стилю. Цитирую, выделив жирным шрифтом то, что важно по данному вопросу:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. В Русской церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, даётся такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весям».

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и всея Русь августа 1».

По принятому ныне в Русской церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение мёда (т. н. первый, медовый Спас: «Спас на водах», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора».

Таким образом, 14 августа по новому стилю (1 августа по старому) в русских православных храмах обязательно проводятся богослужения: служится Литургия, а накануне — всенощное бдение, совершается малое освящение воды, освящается мёд. Дозволены крестные ходы по градам и весям.

День Крещения Руси церковью всегда отмечался, и отмечался он в фактическую дату этого события — 14 августа, а не в искусственно выбранную Государственной Думой дату 28 июля. Хочется спросить: «Миряне, забежавшие вперёд клерикалов! Куда вы несётесь? Притормозите! Подумайте: зачем стране два праздника Крещения Руси, гражданский и церковный? Два празднования одного события, но в разные даты?

Протоиерей
Георгий Бирюков,
специально для
«Русской народной линии».
(Печатается в сокращении.)