Красная строка № 43 (265) от 20 декабря 2013 года

Чтобы из «своевременного» важные буквы не выпали…

«Мы трудимся над созданием некоего «спасательного круга» (или «спасательного черного квадрата»), который мы незамедлительно бросим утопающему в пороках и лжи миру. Только вот для создания достаточного противовеса гнетущей дей­ствительности необходимо усилие не одного человека и даже не тысячи. Мы все должны идти плечо к плечу, связанные одной целью. Ну, а самое интересное при этом заключается в отсут­ствии необходимости самоотверженно бросаться на баррикады или лезть под танки в попытке отвоевать себе простор для нормальной жизни — необходимо лишь четко представлять себе образ того, к чему нужно придти в итоге! И чем больше людей будет вовлечено в этот процесс, тем быстрее сие свершится. Можно провести аналогию с самолетом или поездом, не имеющим пункта назначения: если конечной точки нет, то он никуда и не прибудет, а лишь имея четкую цель с точными координатами во времени и пространстве, это становится возможным. В этом и заключается смысл любой идеологии или концепции развития».

Это строки из программного документа, который называется концепцией развития г. Орла. Она родилась в умах совсем еще молодых людей, три года назад организовавших при поддержке молодежного правитель­ства Орловской области и общественной организации «Орлов­ский союз молодежи 21 века» так называемый Центр своевременного искусства, «который, — как они пишут сами, — является местом притяжения всей творческой мысли и культурного роста и где проводятся различные курсы по саморазвитию молодых людей».

«Также под эгидой Центра, — узнаем мы, — запущен процесс консолидации творчески-ориентированных групп людей и компаний (творческие объединения, фотостудии, дизайн-студии, видеостудии, рекламные агентства и т. п.). В рамках этого объединения был разработан проект Творческого кластера на базе Центра, главная задача которого на сегодня — коллаборация неравнодушных индивидуумов или их групп в деле создания более благоприятной обстановки для жизни, возможности к творческому росту и развитию культуры и искусства. Все они объединены общей целью — сделать Орловскую область и весь мир красивей».

В общем, как пел ироничный А. Вертинский в своей «Ворчливой песенке»: «Замыслы у них такие, что, конечно, трудно возражать…».

«Философы Бердяев и Мартынов сходятся во мнении насчет наступления на Земле «Новой эпохи Возрождения», которая естественно будет стимулироваться развитием творческих способностей, а также культурным и моральным ростом», — читаем в преамбуле к концепции.

Но нам, по Вертинскому, «отсталым папам», конечно, трудно согласиться с такой философией «своевременных». На наш взгляд, в мире, скорее, происходит процесс деградации, гибели величайшей христианской культуры, на смену которой идет в буквальном смысле «черт знает что». Но если юноши верят, что «постепенно, пресытившись материальными ценностями, человечество начинает обращать свой взор на творчество и развитие искусства и культуры…», то мы не можем не поддержать их, потому что сами очень хотим на это надеяться.

Что процесс глобализации — это переход от количества к качеству, как думается нашим молодым мечтателям, — так это вряд ли. «Глобальный эволюционный процесс», перед котором благоговеют они, пока что несет человечеству лишь уничтожение всякого культурного своеобразия, унификацию по единому западному, а точнее — североатлантическому образцу, и потребительскую идеологию. И вряд ли «появление детей индиго с паранормальными способностями» — это к добру, равно как и то обстоятельство, кстати, верно подмеченное авторами концепции, что «старые парадигмы существования постепенно перестают доминировать над людьми».

К сожалению, действительно, все эти процессы остановить невозможно. Но вот насчет того, чтобы «вовремя влиться в струю», или, по Вертинскому, «все отдать бесцеремонным лапам», мы позволим себе не согласиться. Наступление постхристианского «ничто» как раз требует сопротивления, чего наши молодые коллеги наивно надеются избежать. За истинные ценности, которые не могут устареть именно потому, что они истинные, можно и нужно идти на крест. Но вместе с тем нам глубоко симпатична молодая мысль, что «новый вектор движения человечества» может быть направлен «на развитие творческих способностей, через которые любой индивид сможет постигать нетленные истины бытия и правильно выбирать свой дальнейший путь по жизни». Мы также не оспариваем, что в развитии мировой культуры теперь самое главное — «не поддаваться на провокации модных тенденций в современном искусстве», что «миру необходим грамотный синтез, сплав авангардных течений с потерянной в середине прошлого века преемственностью поколений…». Готовы мы подписаться и под следующим: «…Становится очевидной необходимость концентрации усилий по созданию идеологии или концепции развития Орловской области в сфере именно искусства и культуры. И начинать надо с приобщения к занятиям творческой деятельностью. Ведь именно при помощи неё человек начинает развиваться гармонично, осуществляет процесс самопознания и внутреннего роста. И это в свою очередь становится надёжным фундаментом для построения крепкого гражданского общества у нас в регионе, так как только моральные качества людей, образующих общность, дают возможность твердо стоять на ногах и принимать правильные решения по жизни. Доброта и взаимопомощь должны стать нормами морали, а совесть — путеводной звездой по жизни».

«Сделать Орловскую область и весь мир красивей» — это благородная цель. Но вот с образом этой красоты пока еще не все понятно. К сожалению, в эпоху плюрализма красота красоте рознь. Для кого — красиво, а для кого — блудливо! Так что же предлагает молодежный Центр своевременного искусства?

Во-первых, создать благоприятные условия для развития творческого потенциала людей. А именно: «Постоянно увеличивать количество площадок для воплощения идей и реализации творческой мысли как в реальном мире (выставочные залы, концертные площадки, студии звукозаписи, дизайн-студии, мастерские, фото- и видеостудии). Так и в виртуальном (интернет-ресурсы); проводить арт-фестивали, различные конкурсы, Дельфийские игры для возможности творческого роста; расширять возможности для культурного и личностного роста (семинары, мастер-классы, обучающие фильмы, приглашение специалистов из других городов и стран для обмена опытом в различных областях искусства и культуры).

Во-вторых, речь идет о создании единого имиджа города. А для этого авторы концепции предлагают расписывать дома, электрические будки и т. п., развивать граффити (преимущественно — на заборе вокруг стадиона им. Ленина), устанавливать новые памятники и даже скульптуры в городском пространст­ве. Ну и, конечно же, «развивать инфраструктуру для посетителей города (хостелы, коворкинги, кафе)».

Третий пункт еще интереснее: «Создать и продвигать в массы образы новых кумиров для молодёжи (писателей, музыкантов, художников). «В связи с засильем разнообразной информации и постоянно растущим её потоком как в жизни, так и в сети интернет и телевидении, необходим способ фильтрации оной, — поясняют авторы концепции. — Зачастую сразу сказать, что хорошо, а что плохо — уже невозможно, и тогда молодые люди в принятии решений руководствуются мнениями навязанных им западной пропагандой авторитетов (герои боевиков, суперзвезды и т. д.). Но эти авторитеты давно уже дискредитировали себя, ибо по сути являются пустышками, выдуманными персонажами без какой-либо реальной привязки к истинным ценностям. В этой связи их место должны занять вышеуказанные персонажи».

В концепцию развития города Орла как города высокой культуры входит также идея создания единого городского информационного пространства (городское радио, журнал о культурной жизни города, городской интернет-портал с возможностью он-лайн трансляций) и развитие социальной рекламы.

Отдельной главой выделено преображение парка «Дворянское гнездо». Тут и зона отдыха с кинотеатром под открытым небом, танцплощадкой и кафе; и зона для занятий спортом — с велодорожками и трамплином для «маунтин байка»; и зона для занятия творчеством — с местами для пленэров и выставок. Время реализации всей концепции — август 2016 г., если власть и спонсоры откликнутся. Но начать авторы надеются уже в ближайшее время со сквера, что напротив завода им. Медведева, на Ленивце: «Мы считаем, что этот сквер должен быть более функциональным для отдыха горожан. К тому же он находится на центральной улице города и может собой украшать общий его вид. Хотелось бы отметить, что данный сквер для жителей города важен не только как место, где они проводят свое время, а также как достопримечательность, про которую, в связи с техническим состоянием самого сквера, начали забывать», — считают авторы концепции. Есть уже и вполне конкретное предложение — художест­венно расписать торцевую стену дома, доминирующую над всем пространством сквера.

Так вот, об образах, которые должен нести в себе и на своих стенах, улицах и площадях будущий город высокой культуры Орел. Ведь их формирование напрямую зависит от того, в каких богов верят их создатели, какой культ исповедуют. Если это идеалы и эстетические представления христианской культуры (куда мы относим и достижения культуры советской), тогда — одно, а если идолы и символы глобализации — совсем другое. Тут никак не обойтись без преемственности, если, конечно, мы хотим получить в итоге неискаженное лицо города, имеющего свои исторически сложившиеся за 450 лет черты. Чтобы не маска получилась, не гримаса глобализации, а именно — лицо города высокой самобытной культуры, придется определяться с приоритетами: то ли абстрактное, мутное по своему духовному содержанию граффити, то ли развитие высоких форм реалистичного искусства, раскрывающего красоту мира и человека.

Кстати, эпоха Возрождения, с которой авторы концепции связывают новую надвигающуюся эру «творческого роста», несмотря на свое новаторство, оставалась христианской. В своих произведениях искусства она, правда, изрядно «приземлила», «обмирщила» христианские образы. Но, по крайней мере, осталась верна той истине, что человек — образ и подобие Божие. Соб­ственно, об этом-то и вся боль — сохранится ли в искусстве правильное представление о человеке, роли и месте его в этом мире? И тут без «старых парадигм» нам не обойтись.

Одним словом, как пел А. Вертинский, «тяжело таким, как мы, отсталым папам: подрастают дочки и сынки…». Но творчество Вертинского, оказывается, очень любил И. В. Сталин, который, как известно, «растворился в будущем». Это к тому, что если бы инициативы молодежи из Центра своевременного искусства были взяты под надежный патронаж творческих, но в меру консервативных взрослых людей, то, может быть, все и получилось бы, как хочется. Иначе очень возможно, что на орловское «своевременное искусство» как мухи слетятся всякие гельманы и быстренько превратят его в «гельмантос» — скандально известное «современное искусство», так что наш «город высокой культуры» до своего юбилея не отмоется — в прямом и фигуральном смысле слова.

Андрей Грядунов.