Красная строка № 16 (238) от 17 мая 2013 года

Губернатор не советует задавать вопросы…

В День радио, 7 мая 2013 года, губернатор Орловской области А. П. Козлов в прямом эфире отвечал на вопросы жителей Орла. В частности, задан ему был и вопрос о строительстве мечети в Орле и о том, почему на официальном сайте правительства Чечни опубликована информация о якобы уже достигнутых договоренностях с губернатором Орловщины по этому поводу — без всякого обсуждения среди общественности нашего города. И губернатор ответил, запинаясь: «Ставить вопрос — по какому праву? Я не буду и вам не советую…». И еще: «Все россияне имеют право на культовые сооружения…».

Из дальнейших слов орловского губернатора можно было сделать вывод: орловская общественность встревожилась не зря. И хотя Александр Петрович подчеркнул, что «сегодня предмета для обсуждения нет», так как нет никаких официальных обращений от кого-либо с прось­бой построить в Орле мечеть, тем не менее в областном центре в июне или в июле всё-таки будут проходить дни Чеченской Республики, потому что, оказывается, еще при Е. Строеве Орловская область и Чечня подписали два соглашения о взаимопомощи и сотрудничестве. В этих соглашениях, признал Козлов, нет ни слова о мечети на орловской земле. Однако нынешний губернатор счел необходимым при этом заметить: «Будет она или не будет — я не собираюсь категорически говорить».

На наш взгляд, все эти экивоки могут быть объяснены только одним: какие-то предварительные, вероятно, устные договоренности с чеченцами о строительстве мечети в Орле всё же были достигнуты.

Для кавказцев, в отличие от наших государственных чиновников, слово важнее бумаги, или, если хотите — дороже обходится. Поэтому они и распространили через интернет информацию, что на Орловщине уже, мол, всё решено.

Александр Петрович в эфире под нажимом радиослушателя, задавшего вопрос, как-то невнятно пообещал направить руководству Чеченской Республики какой-там запрос по поводу этой интернет-публикации. Хотелось бы увидеть текст этого запроса и ответ на него. Думается, что оправдываться придётся (или уже приходится?) нашему невезучему Александру Петровичу, который в очередной раз недопонял главное.

А то, что орловский губернатор умеет сохранять хорошую мину при плохой игре, радиослушатели могли убедиться в ходе того же эфира 7 мая, когда, раззадорясь, Александр Петрович под «хи-хи» ведущей начал высмеивать оппозицию, которая якобы приписала ему желание построить татарский банк на площади Ленина. Всего лишь одна маленькая подмена: вместо улицы Ленина — площадь, и получается как бы смешно. Но только для тех, кто не хочет знать правду. А она состоит в том, что филиал казанского банка «Заречье» почему-то претендовал на самый лакомый участок земли по адресу ул. Ленина, 2, на берегу Орлика, перед окнами жилого дома, в исторической и рекреационной зоне, на землях общего пользования, где когда-то стоял, никому не мешая, памятник архитектуры 19 века, снесенный при Строеве. Такие «претензии на место» без «высочайшего» согласия у нас в Орле не предъявляются. Уж извините, Александр Петрович, не верим в обратное! Тем более, что вы сами сказали радиослушателям: «Нет такой проблемы, с какой я не знаком».

Позиция губернатора Орловщины, бесспорно, держится лишь на формальном юридическом праве. По действующей «ельцинской» Конституции в современной России все религии уравнены в правах. О том, чем такая уравниловка чревата, уже давно говорят и пишут думающие публицисты, неангажированные специалисты по межконфессиональным отношениям. В том числе и орловские. В свое время один из них дал интервью «Красной строке». И многое из сказанного тогда — кстати, уже при Козлове, — теперь звучит как неуслышанное или недопонятое предупреждение. Формальное право, навязываемое сверху, в которое, как в прокрустово ложе, власть пытается втиснуть живые отношения между людьми, народами и тем более конфессиями — опасная штука. Это чисто западнический подход, давно изобличенный русскими православными мыслителями и опровергнутый современностью. Это понимают или интуитивно чувствуют простые орловцы, которые уже собрали тысячи подписей против намерения властей построить в Орле мечеть. А вот губернатор Орловской области, как ни странно, не понимает. И словно заученный урок, повторяет: не советую, дескать, задавать вопрос: «По какому праву?».

А ведь кроме «ельцинского права», есть еще и весьма веские аргументы по существу. Некоторые из них, например, изложены в очередном письме на имя президента России и патриарха всея Руси. Под письмом стоят 2550 подписей жителей города Орла. (2550 подписей на 170 листах — дополнительно к тому, что уже собрано горожанами ранее).

Вот эти аргументы: «Считаем данный проект абсолютно неприемлемым по следующим основаниям.

1. Россия — многоконфессиональная страна, однако доминирующей религией в ней всегда было и остаётся православное христианство. Россия всегда являлась и является образцом веротерпимости… Но никто никогда не отменял субординации. И именно это было залогом общественного согласия, спокойствия и гармонии.

2. Существуют генотип культуры, метакультура (своего рода «ноосфера» культуры), культурные «коды». Для России они выражены в архетипах традиционной народной культуры в соединении с христианскими образами, символами и ценностями. Это основа нашего национального «самостояния» (А. Пушкин). Производить «перекодировку» в этой области крайне опасно, это прямая угроза культурной идентичности, а значит — национальной безопасности страны.

3. Орёл — это сердце России, её географический и культурный центр, родина классической русской литературы — основного духовного потенциала национальной русской культуры. Орёл — крупнейший центр русского православия. Имена священномученика Кукши, просветителя славян, преподобного Макария Глухарева, архимандрита Иоанна Кресть­янкина, священномученика Георгия Коссова, блаженного Афанасия Сайко, Христа ради юродивого, неотделимы от истории этого города и этого края. Христианские, православные ценности и святыни — здесь доминантны, т. к. более 95% населения — русские, и большинство верующих — православные христиане.

4. Существует понятие этики культуры, этики религии и, наконец, этики общей. Нельзя грубо вторгаться в чужое простран­ство, без спроса входить в чужой дом, навязывать свои правила, свои модели и ценности, особенно там, где это явно вступает в диссонанс со сложившимся укладом и средой. Строительство огромного католического собора в Мекке или языческого алтаря в Иерусалиме было бы справедливо воспринято как кощун­ство, культурное хулиганство, оскорбление чувств верующих. Почему же в России подобные проекты оказываются возможными для реализации?

5. Запланированное место строительства мечети на Ливенской улице — одно из самых возвышенных в Орле. Находящийся здесь элеватор виден хорошо со всех концов города и входит неотъемлемой частью во многие его панорамы. Расположенное в этой же зоне сооружение будет, безусловно, выделяться во всём городском простран­стве. Главной архитектурной доминантой Орла — города, находящегося под покровительством Пресвятой Богородицы, основанного в день Её Рождества — станет мечеть!

Мусульманская община в городе Орле до недавних пор не была зарегистрирована. Собиравшимся на молитву верующим вполне хватало тех помещений, которыми они для этого располагали. В таком случае строительство мечети в Орле может в действительности явиться акцией исламского прозелитизма, большим долгосрочным проектом по превращению Орла в мусульман­ский центр. Такая мутация будет означать конец русской культуры, уничтожение русской национальной идентичности.

Культура вовсе не занимает локальные участки среды обитания человека, она формирует эту среду, пронизывает её насквозь. Разливающийся в воздухе колокольный звон органичен для русского пространства. Пение муэдзинов на минаретах — это его трансформация, равнозначная смене языка, на котором говорит нация. Строительство мечети в Орле станет причиной искусственного притяжения сюда мусульманского населения, и даже небольшой поначалу храм может впоследствии стать тесным для нужд возрастающего числа верующих и таким образом явиться залогом строительства более масштабного сооружения в будущем.

Задумываясь о такой пер­спективе, мы настаиваем на вынесении вопроса о строитель­стве иноконфессиональных сооружений в г. Орле на широкое и гласное обсуждение местного сообщества.

Никакие попытки преподнести данный проект в качестве знака дружественности и толерантности представителей разных конфессий в России не смогут скрыть того, что в действительности это провокационная затея, послед­ствия которой будут иметь значение не в региональном, а во всероссийском масштабе и могут проявиться в обострении межнациональной и межрелигиозной вражды, в активизации крайних, националистических общественных сил с обеих сторон, их столкновении, маргинализации общественных настроений в целом. По нашему глубокому убеждению, «подсовывать» подобные проекты российским гражданам означает проявлять либо крайнюю политическую безответственность и непрофессионализм, либо плохо замаскированную враждебность интересам России».

Губернатор Орловской области А. П. Козлов в эфире «Радио–экспресс» пообещал, что вопрос о строительстве мечети обязательно будет обсуждаться широкой общественностью. «И не факт, что все скажут — нет!», — почему-то очень оптимистично подчеркнул губернатор. И это тоже тревожный знак: мы-то знаем, как власть умеет проводить «общественные слушания»! Поэтому нужно требовать от власти не просто опросов общественного мнения, а всенародного референдума, если первые лица Орловской области действительно «повязали» себя какими-то (шепотными или шуршащими) договоренностями и всё-таки решатся «подарить» русскому православному городу Орлу к его 450-летию мусульманскую мечеть.

Андрей Грядунов.