Красная строка № 26 (292) от 12 сентября 2014 года

Имя этому стилю — традиция

7 сентября исполнилось сто лет со дня рождения Б. В. Антипова — Почетного гражданина г. Орла, главного архитектора города в период с 1943 по 1955 годы. Это ему мы обязаны тем, что в разрушенном войной Орле появился целый комплекс зданий, скверов, памятников, пространств, которые до сих пор украшают город и во многом определяют его самобытный, неповторимый облик. Здание ТЮЗа, Банковская школа, Торговые ряды, гостиница «Орел», сквер Танкистов, дом со шпилем (библиотека им. Пришвина), сквер Поликарпова, железнодорожный вокзал и привокзальная площадь, комплекс зданий на ул. Ленина, главпочтамт — эти и еще целый ряд мест и сооружений формировались и создавались коллективом архитекторов под руководством Б. В. Антипова или при его непосредственном авторском участии.

…Он родился вскоре после начала Первой мировой войны, в Петербурге, который в те дни переименовали в Петроград. Школу Борис заканчивал уже в Ленинграде. Работал токарем на заводе им. Ленина. В 1937 году получил диплом архитектурного факультета Ленинградского института инженеров коммунального хозяйства, и уже через год был командирован в строящийся тогда город молодых — Комсомольск-на-Амуре. Да не просто командирован, а назначен на должность главного архитектора этого нового советского города. Борису Антипову тогда было всего 24 года!

В 1943 г. его опыт и знания понадобились в центральной России, где нужно было в кратчайшие сроки и в первую очередь восстановить 15 русских городов, наиболее пострадавших от войны и имеющих древнюю историю. Так Антипов оказался в Орле. И сделал то, что навеки связало его имя с нашим городом.

Потом в его биографии опять была Сибирь — 14 лет работы в Омске, всё на том же ответственном посту главного архитектора города.

С 1969 года Борис Владимирович — в Орле навсегда. Он работает начальником отдела по делам строительства и архитектуры Орловского облисполкома, позже — главным архитектором проектного института «Орелгипрогорстрой».

Но послевоенный период его биографии для нас, конечно, наиболее ценен. Именно при главном архитекторе Б. В. Антипове Орел впервые в своей истории начал строиться по генплану, развиваться комплексно, когда архитектурные решения сводились не к точечной застройке, а преследовали цель сформировать гармоничную городскую среду, отвечающую не только достижимым на тот момент требованиям комфорта, но и историко-культурному значению Орла. То, что мы теперь называем орловской культурой — это во многом и тот архитектурный облик, который Орел обрел, когда его развитием руководил петербуржец Б. В. Антипов.

Сегодня специалисты говорят, что Борисом Владимировичем была разработана и во многом сформирована концепция трех городских площадей: площади Победы (ныне — площадь Ленина), площади К. Маркса и площади Мира. Лучшим развитием этой концепции, считают теперь некоторые орловские архитекторы, было бы создание замкнутой пешеходной зоны, соединяющей эти три городских пространства. А для этого в створе ул. Покровской нужно построить пешеходный мост через Оку, который бы соединил центры Железнодорожного и Советского районов.

8 сентября, во время торжественных мероприятий в администрации города по случаю 100-летия со дня рождения Б. В. Антипова такое пожелание было высказано первым лицам Орла — мэру С. А. Ступину и главе администрации М. Ю. Берникову.

В свою очередь, С. А. Ступин подчеркнул, что антиповский период градостроительной истории Орла — это пример и своеобразное руководство к действию для нынешних властей города.

К сожалению (и об этом с болью говорил другой Почетный гражданин Орла, бывший председатель Орловского горисполкома И. Г. Тимохин), современный Орел, архитектурно сформированный при Антипове, подвергается точечным ударам со стороны недобросовестных коммерческих застройщиков, которые «сажают» высотные здания в центральных малоэтажных кварталах, не считаясь с законами городской застройки и сохранения исторической городской среды. И не то чтобы таких людей, как Б. В. Антипов, на них нет — вообще в современном Орле нет главного архитектора города! А существующий так называемый градостроительный совет до сих пор практически не препятствовал осуществлению амбициозных и убийственных для город­ской среды коммерческих проектов, если за ними стояли сильные мира сего. Вспомните недавнюю попытку снести кинотеатр «Родина» и построить в этой части города помпезный торгово-развлекательный комплекс, что неминуемо привело бы к уничтожению одного из узлов градостроительной концепции Антипова. А уродливое торговое здание, втиснутое рядом с кинотеатром «Октябрь»! А небоскребы на месте бывшего стадиона «Трудовые резервы» — на тесном пятачке среди пяти-девятиэтажных домов! А облицовка Банковской школы и Торговых рядов плиткой! (Кстати Антипов еще был жив, когда свершилось это варварство, и очень переживал). Если всё перечисленное и тому подобное — достижения современной орловской градостроительной политики, то что же такое — хаос?

И, видимо, не случайно мэр Орла С. А. Ступин подчеркнул, что если бы действующим орловским властям — администрации и горсовету — удалось осуществить хотя бы один градостроительный проект, сопоставимый по масштабам и изящест­ву решений с антиповскими, то нынешние руководители города могли бы считать, что занимали свои высокие кресла не зря.

Хорошая, ко многому обязывающая мысль. Даже если бы нынешним «отцам города» удалось раз и навсегда пресечь порочную практику точечного строитель­ства высотных «доходных домов» в исторических кварталах Советского, Железнодорожного и Заводского районов, и то можно было бы заслужить благодарную память потомков.

Того, что предшественники успели наворотить, презирая антиповские заветы, конечно, уже не исправишь. Так хотя бы не делать новых ляпов! Тем более, что не за горами юбилейная дата Орла. Уж каким он там был, наш город столетия назад, мы ясно не представляем. Но зато нам хорошо известно, каким Орел стал после своего второго рождения в 1943 году благодаря Борису Владимировичу Антипову и его коллегам-единомышленникам. Вот на такой вкус, такой стиль, такую среду обитания и нужно ориентироваться в будущем. А имя этому стилю — традиция, впитавшая в себя благотворный, проверенный временем опыт предшественников. Что лучше можно придумать для связи времен в городе, которому вот-вот исполнится 450 лет!

Андрей Грядунов.