«Кадастровая дыра» для земельного налога
Уважаемый Президент Российской Федерации!
Обращаемся к Вам как гаранту прав и свобод граждан России, закрепленных в Конституции нашей страны. Действия Коллегии администрации Орловской области, выразившиеся в принятии ряда правовых и нормативных актов, на наш взгляд, ограничивают права местного самоуправления и подрывают его экономические основы. При этом потери бюджетов всех уровней в регионе могут быть оценены суммами в несколько сотен миллионов рублей.
В частности, введенный в действие с 1 января 2002 года Земельный кодекс РФ предусматривал незамедлительное введение кадастровых цен на земельные участки в зависимости от их функционального использования. 5 августа 2003 года на основании методики, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10 2002 г. № П/337, Коллегия областной администрации утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Орловской области и этим отчиталась перед Правительством страны в соблюдении земельного и налогового законодательства в пределах региона.
Налогообложение и взимание арендной платы за пользование землей с применением утвержденных кадастровых цен должны были начаться с 1 января 2004 года. К этому времени финансово-строительные компании, где доминировали интересы семейного клана губернатора (например, более 70% акций крупнейшего строительного комплекса Орловщины — ОАО «Орелстрой» принадлежат родственникам губернатора, в том числе шурину и жене), успели без торгов и аукционов получить «про запас» право на десятки земельных участков в административном центре и других городах Орловской области. Введение кадастровых цен их совершенно не устраивало!
Под надуманным предлогом — «…в целях приведения правовой базы Орловской области в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и в связи с тем, что ряд правовых актов утратил свою юридическую значимость…» — 17.12.2003 г. за № 179 губернатор Е. С. Строев подписал постановление Коллегии Орловской области «О признании утратившими силу правовых актов». Этим постановлением с грубым нарушением действующего законодательства было отменено введение кадастровых цен в Орловской области.
Без малого два года, до 11 октября 2005 года, депутаты Орловского городского Совета и прокуратура Орловской области добивались отмены этого постановления, нарушающего законодательство. За это время областной бюджет и бюджеты всех без исключения муниципальных образований недосчитались в общей сложности нескольких сотен миллионов рублей по той простой причине, что налогообложение и взимание арендной платы за пользование землей в угоду финансово-строительным, торговым и прочим компаниям весь этот период велись с применением нормативной цены, которая в десятки раз меньше кадастровой и которая не учитывает функциональное использование земельного участка, — детский ли это сад или торговый центр, приносящий высокие доходы. В подтверждение наших выводов мы приводим таблицу поступлений земельного налога в городской бюджет в 2003—2007 гг.
Из таблицы видно, что механизм налогообложения с применением кадастровой цены вопреки указаниям Президента РФ начал работать только с 2007 г. По этой причине ущерб, причиненный городской казне, надо оценивать за три года, соотнося показатели по годам к уровню 2007 г. По нашей оценке, общая сумма потерь бюджета г. Орла только по земельному налогу за три года составила примерно 177 млн. руб.
Аналогичная картина сложилась с поступлениями в бюджет по арендной плате за пользование земельными участками.
Мы не ставили перед собой задачу точного определения величины потерь по всем видам поступлений в бюджеты муниципалитетов нашей области за пользование землей. Это могут и должны сделать проверяющие органы, но то, что общая сумма ущерба в масштабе региона слишком велика, — ни у кого сомнений не вызывает. Она оценивается сотнями миллионов рублей. Не дошедшие до казны деньги, надо полагать, осели в сейфах аффилированных компаний.
Эти нарушения налогового и бюджетного законодательства рассматриваются нами как действия губернатора, которые, преднамеренно или непреднамеренно, ведут к подрыву экономических основ местного само-управления в масштабах области и в конечном итоге — к финансовому краху всего региона. Подобная деятельность несовместима с должностью губернатора Орловской области.
Уважаемый Президент Российской Федерации! Должность губернатора Орловской области замещается по Вашему представлению. Из этого следует, что Вы вынуждены делить ответственность с губернатором за положение дел в регионе. И в этом смысле сегодня и всегда будет справедливой народная поговорка: «Доверяй, но проверяй!»
В связи с изложенным настоятельно просим Вас дать указание Правительству РФ о проведении соответствующей проверки федеральными налоговыми органами. У нас есть основания не доверять контролирующим финансовым структурам регионального уровня, поскольку они, видя эти нарушения, два года молчали и не принимали мер по их устранению.
Налоговая недоимка за 2004—2006 гг., возникшая в регионе в связи с принятием неправомерного постановления № 179, в соответствии с действующим законодательством должна быть взыскана в бесспорном порядке, а полученные средства направлены в бюджеты области и муниципальных образований, пострадавших от названных действий администрации Орловской области.
Депутат Орловского областного Совета А. С. Кононыгин, депутаты Орловского городского Совета I и II созывов Ю. И. Малютин, Ю. В. Лебедкин, В. М. Фрайда, А. Ю. Шевченко.