Кафедральный собор: где и как его строить?

— Принято решение о строительстве в Орле кафедрального собора. Мнения орловчан разделились: кто-то воспринял это как радостное известие, но существует и мнение, что строительство дорогостоящего сооружения несвоевременно. Споры вызывает и место для строительства. Что вы думаете об этом, Михаил Борисович?

— Мнение орловчан неоднозначно, и это нормальная, естественная реакция на столь важное решение, которое в той или иной мере касается всех граждан, стоящих на разных мировоззренческих позициях. Разночтения не являются грехом. Апостол Павел писал: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (I Кор. 11,19).

В орловском регионе за всю историю, по существу, никогда не было надлежащего кафедрального собора. Кафедры епископов располагались в бывших кладбищенских или приходских церквях, маловместительных, без крестильни, без служебных, подсобных и хозяйственных помещений. А кафедральный собор — это место средоточия всех духовных сил, место поклонения орловским православным святыням, место, которое могло бы принять всех желающих присутствовать при архиерейском богослужении.

К сожалению, Россия в конце XX — начале XXI вв. стала «сливным бачком» и убежищем для всяческих сект и религиозно-мистических воззрений, от которых всеми мерами избавлялись наши европейские соседи. И сегодня, по некоторым данным, в 80 официально зарегистрированных сектах состоит около 800 тысяч адептов, это люди, живущие в мире собственных иллюзий и страстей.

А власть демонстрирует полное отсутствие какой-либо внятно сформулированной мировоззренческой позиции, какого-либо системного подхода к формированию нового человека XXI века. Общество держится в состоянии глубокого гипноза плотских удовольствий, культивируется мысль, будто деньги и вседозволенность есть вершина счастья. Людям навязан пещерный уровень отношений между сильным и слабым, с волчьей моралью. Утверждается право властного и богатого, но утрачена система человеческих ценностей, иммунитет народа подорван. Если одним что-то можно, а другим нельзя, то единой нации нет и быть не может. «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12, 25). Запущен механизм самоуничтожения нации по всем государственным культурообразующим направлениям. «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7, 13).

Православие стало единственным и, по существу, последним заслоном, форпостом, отображающим идентичность и самобытность русской нации на пути обвальной пропаганды чужеродных представлений и разрушительных лженравственных установок. Русская Православная церковь — это общий дом с единым цивилизационным пространством, общими координатами мышления и единой системой ценностей. Строительство кафедрального собора необходимо для возрождения православия на Орловщине.

— Где на территории современного г. Орла появились первые православные поселения и церкви?

— Первые русские поселения и укрепрайоны, расположенные в излучинах и слиянии рек, указывают на общность принципов выбора мест древними градодельцами. Предпочтение отдавали возвышенным обрывистым берегам на изгибах рек, сужающих простор для подхода к поселению. При опасности была возможность отступать водным путем, защитой служили естественные природные преграды в виде труднопроходимых лесов. Егорьевская гора (центр Советского района) и Каменный верх (территория Успенского мужского монастыря) идеально соответствуют этим условиям, это самые древние места первых поселений в границах современного города.

Самые отдаленные визуальные точки обзора культовых вертикалей и древних поселений до XVIII в. развивались по зеркальной глади водных магистралей. В XVI в. приоритетом в этом плане являлись шатровая Георгиевская церковь на Егорьевской горе (на месте кинотеатра «Победа») и Богоявленский собор в одноименном мужском монастыре на Ввозной горе. С образованием города Орла и до XX в. важную градообразующую роль брал на себя целый ряд вертикальных доминант: Георгиевская церковь (на месте кинотеатра «Победа»), Успенский собор XVII века Успенского мужского монастыря, Рождественский собор 1566 г. и Богоявленская церковь на стрелке, Введенский собор 1708 г. Введенского женского монастыря (место типографии «Труд») и Петропавловский кафедральный собор XIX в. (на месте библиотеки им. И. А. Бунина). Это «костяк», к которому приращивались другие вертикали, развивая планировку. С конца XVIII в. город стремится к регулярности поквартальной застройки и развивается по главным стратегическим магистралям — на Москву, Курск, Брянск.

— Как утраты вертикалей в XX веке отразились на городском строительстве и общей панораме Орла?

— С утратой объектов, поддерживавших общий силуэт Орла, панорама города приобрела невыразительный, плоскостной и аморфный характер. Коридоры видимости и некогда стройная система расчетных точек зрительного восприятия градообразующих сооружений утрачены. Среди пространственно-планировочных и объемно-архитектурных проблем городской среды наиболее существенными представляются: утрата исторических связей между элементами ландшафта и городской средой, точечная застройка, нарушение масштаба и характера застройки, наличие диссонансов в ней. Главенствуют обветшание старой застройки и памятников истории и культуры, стоящих на охране государства, и пренебрежение к гармоничной стилевой увязке всего нового с ценным сохранившимся старым, утрата элементов памятников и ансамблей.

Генеральные планы развития губернского и областного центра от первого в 1779 г. до Ген­плана 1969 г. учитывали трехчастное деление города, в основе которого лежат природные факторы — долины рек, перепад высот земной поверхности, но в последующих планах эти факторы исключены. Градостроители полностью отвернулись от побережья рек и пренебрегли постановкой акцентов, визуально объединяющих все три части Орла в единое целое, впрочем, как и от вертикалей, фиксирующих направление главных магистралей, и высотных объемов, зрительно объединяющих кварталы в городские ансамбли. Решения о строительстве доходных объектов принимаются на основе коммерческой выгоды без учета сложившейся градостроительной ситуации. Вот почему сегодня строительство в Орле стремится к хаосу без какой-либо осмысленности, и недалеко то время, когда наш город будет представлять собой бессмысленное нагромождение форм и объемов.

Объединить снова три части: Советский, Заводской и Железнодорожный районы — возможно только приближенной посадкой завышенных вертикалей взамен утраченных. В этом плане выбор места для предполагаемого строительства нового кафедрального собора является делом первостепенной важности.

— С постройкой нового здания областной библиотеки освобождается здание библиотеки им. И. А. Бунина. Высказывалось предложение снести его и на исконном месте возродить кафедральный собор. Ваше мнение?

— Полвека два поколения орловчан впитывали в себя знания в областной библиотеке. Дом человеческой мысли — это познание истины через кладезь наследия поколений. Дом Бога — это познание истины через Откровение. Храм Бога и храм знаний — это как душа и тело человека, в их единстве, согласии и гармонии заключена красота бытия. Отрицать или разрушать один храм и пытаться на его руинах строить другой — от лукавого. Фанатичная религиозность и фанатичный атеизм — две стороны одной медали. Здание библиотеки построено в неоклассическом стиле середины XX в. и должно бережно сохраняться как памятник местного значения.

В договоре между администрацией области и Орловско-Ливенской епархией «О совместной культурно-просветительской и образовательной деятельности» от марта 1999 г. в п. № 2 власти области обязуются содействовать возвращению РПЦ ранее принадлежащих ей зданий и сооружений и иного имущества (согласно Указам Президента и решениям Правительства РФ). По принятому 22 октября 1917 г. закону «О земле» в Орловской области было изъято 378500 десятин пахотных и луговых монастырских земель (одна десятина равна 1,092 га). По декрету СНК от 20 января 1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществ» РПЦ лишилась права юридического лица, права приобретать собственность, а также и самой собственности.

В Орле располагалась крупнейшая в центральной полосе России духовная семинария — двухэтажное здание, построенное в 1820—1827 годах по проекту архитектора Ф. И. Петонди. Духовная семинария была самым значительным и представительным ансамблем высокого классицизма в городе. В Орле работали епархиальное женское училище, два духовных училища, пять церковно-приходских школ. При приходских церквях и монастырях Орла было более 30 отдельно стоящих зданий, которые служили богадельнями, домами для убогих, престарелых, немощных и сирот. В ведении Орловской епархии в губернии при монастырях и церквях имелось несколько сот благотворительных и служебных зданий, из 36 начальных школ 12 были церковно-приходские.

Без духовно-просветительской и благотворительной деятельности, без наращивания материальной базы, позволяющей церкви выполнять свое духовное предназначение, трудно говорить о возрождении православия на Орловщине. Безвозмездная передача здания бывшей библиотеки Орловско-Ливенской епархии под духовно-просветительскую деятельность станет малой толикой торжества справедливости.

Орел, пожалуй, единственный областной центр в России, где ЗАГС размешается в цокольном этаже другого здания. Приспособление бывшей библиотеки под областной ЗАГС не решает проблемы, молодые поколения орловцев ожидают строительства современного здания, отвечающего всем требованиям ХХI века.

— Озвучивалось также предложение построить кафедральный собор на части территории, занимаемой сегодня Орловским городским парком. Насколько это оправданно?

— Городской сад основан губернатором Н. И. Шредером, который на его устройство внес половину необходимой суммы из личных денег. Открытие сада состоялось 1 мая 1823 г., он именовался «Орловский городской публичный Шредерский сад». В памяти благодарных орловчан он и сейчас именуется Шредеровским парком. Губернатором Н. В. Левашовым по проекту архитектора А. К. Винберга в саду был устроен театр (сгорел в 1927 году). Там были сооружены фонтаны, мосты в готическом стиле, разбиты цветники, установлены садово-парковые скульптуры.

По отзывам знатных гостей, он содержался «как лучшие московские бульвары, такой сад был бы хорош и в столице». Благодаря игре знаменитых актеров, Орловский сад получил общероссийскую известность. В нем постоянно играл духовой оркестр, нередко здесь выступали со своими произведениями поэты и литераторы. Отзывы о нем оставили писатели Н. С. Лесков, И. А. Бунин, Д. Н. Андреев, М. Вовчок.

В 1931 г. выстроено здание летнего театра, в котором выступали известные артисты Л. П. Орлова, И. В. Ильинский, В. А. Канделаки. В годы оккупации сад сильно пострадал, восстановление его началось с 1944 г. В 1950 г. построен новый открытый театр, на сцене которого выступали балерина О. В. Лепешинская, Л. О. Утесов, В. А. Нечаев и др.

С 1988 г. парк стал называться «Городским парком культуры и отдыха». От былого величия мало что осталось, площадь его составляет 14,5 га, зелеными насаждениями занято 8,9 га, растет около полутора тысяч деревьев. Парк в центре города входит в зону охраняемого ландшафта, его надо благоустраивать, предоставляя орловчанам с малыми детьми возможность активно отдыхать и наслаждаться кусочком живой природы в «шаговой доступности». Левобережье Оки с выступающими карстовыми породами обрывистых берегов в обрамлении зеркальной глади воды и неба — уникальная природная парковая зона в центре города, которую необходимо бережно сохранять. И строить рядом с зоной отдыха любое сооружение большой вместимости — это ничем не оправданное, ошибочное решение.

Повторяю, строительство неоправданно, если Городской парк сохранится в обозримом будущем. Но это не факт. Процесс ликвидации парка запущен давно, демонтаж устаревших детских аттракционов в недалеком будущем неизбежен. Это еще один шаг, приближающий превращение Шредерского сада в одичавшую лесопосадку с разгульной молодежью по вечерам…

— Не вызывает сомнения, что визуальные точки обзора кафедрального собора должны быть максимально удаленными, здание должно занимать активную позицию в общей панораме города. Где, по вашему мнению, может быть построен главный храм Орловщины?

— Выбирая место для строительства собора, его стиль и архитектурно-художественный облик, мы просто не имеем права на ошибку. Просчет и непродуманность дадут противоположный желаемому результат. К сожалению, власть привыкла принимать волевые решения и бесконечно равнодушна к рекомендациям и мнению специалистов и общественности. Однако принятие непродуманного решения о месте строительства собора может надолго подорвать авторитет Орловско-Ливенской епархии.

Без сомнения, Каменный верх, ныне территория Успенского мужского монастыря, как одно из самых древних христианских поселений на территории современного города, предпочтительней среди всех других мест для строительства кафедрального собора…

«Красная строка».
(Окончание —
в следующем номере).

На рисунке — проект воссоздания Успенского собора 1688 г. в Успенском мужском монастыре города Орла
(южный фасад). Проект не осуществлен.