Красная строка № 10 (232) от 22 марта 2013 года

Ликбез для отстающих

Напомним читателям: в открытом письме «Непрошенные заступники» («Уездный город») учителя Т. В. Белых, Л. А. Черноусова и Р. К. Сонина возмущались пикетом КПРФ под лозунгами: «Мы — за советское образование для России», «Нищий учитель — позор для России» и «Кто экономит на школах — разорится на тюрьмах». В «Ливенской газете» это же недовольство выразила Е. Ломакина в фельетоне «А впереди всё красное…». Оба сочинения написаны как под копирку: оппозиции не надо защищать учителей и школу, средняя учительская зарплата составляет 17 тыс. рублей и превышает среднюю по Ливнам; ливенские школы отремонтированы, оснащены компьютерами и скоро будут не хуже европейских. А коммунисты, выступая за советское образование, тянут, дескать, людей в дремучее прошлое (с деревянными досками, фильмоскопами и портретом Ленина в букваре), и от их пикетов учителям не холодно и не жарко.

Трудно поверить, что опытные педагоги с большим стажем подписались под кем-то сфабрикованной глупостью. Но предположить можно. «Заботой» власти об образовании подписанты объявляют элементарный ремонт в школах, а «прорывом в будущее» — компьютерные классы и Интернет… Что ж, объясним Т. В. Белых, Л. А. Черноусовой и Р. К. Сониной (как не усвоившим урок), что обычно понимают под термином «советское образование».

Бесплатное, доступное всем и каждому образование в СССР было одним из величайших достижений социализма и человечества вообще. Уровень школьной подготовки позволял выпускнику выбрать практически любой вуз. Кто хотел — беспрепятственно учился дальше, было бы желание и способности. Дети крестьян и рабочих становились инженерами, врачами, учёными, космонавтами, страна не испытывала дефицита в образованных людях. Единая, планируемая и управляемая советская система образования и коллективистского воспитания менее чем за 70 лет сделала СССР сверхдержавой. С чем тут спорить, учитель истории Л. А. Черноусова?

Это в СССР-то экономили на школах? Не надо искажать и очернять прошлое своей страны! Начнём с того, что совет­ская власть эти школы построила. А какие средства выделялись на образование, как оснащались учебные заведения и как государство заботилось о детях в самые тяжкие периоды, изложено в любом студенческом дипломе типа «Всеобщее среднее образование в СССР». С цифрами, фактами, постановлениями. Для примера: в 1943 году Совет Народных Комиссаров РСФСР вынес постановление об открытии однокомплектных школ в населённых пунктах, насчитывающих не менее 15 детей школьного возраста и находящихся на расстоянии 3—5 км от ближайшей школы. В военное время школу приближали к населению! А защищаемая вами власть за 20 лет после развала Союза, наоборот, закрыла сотни малокомплектных школ. Чем же она в этом отношении лучше оккупантов?

Надо было ещё попенять коммунистам, что в СССР не было мобильных телефонов, айпадов и электронных дневников! Кстати, не компьютеры и евроремонт определяют уровень образования, а прежде всего учитель, вооружённый подчас мелом, доской и образовательной программой. К вопросу о кадрах. Утверждать, что учитель в Ливнах получает в среднем 17 тыс. рублей в месяц, и это великое благо, с вашей стороны весьма рискованно. Во-первых, среднестатистическая зарплата — это как средняя температура больных по палате: у кого-то под 40 градусов, а кто-то уж не дышит… Учитель математики Р. К. Сонина, что такое среднее арифметическое? Правильно: это если к зарплате директора и его заместителей прибавить учительскую, а потом поделить на всех поровну.

А во-вторых, в России учитель в среднем работает 26 часов в неделю, то есть полторы ставки, и зарплата не дотягивает до среднеэкономической. Как говорят, если работать на одну ставку, то жить не на что, а если на две — то некогда… Авторы пишут, что самые трудолюбивые учителя в Ливнах зарабатывают по 20 тыс. в месяц. Какова же тогда средняя нагрузка ливенского учителя, и на сколько лет хватит здоровья педагогу, который ежедневно выкладывается до предела?..

Немного о нравственном и профессиональном уровне советских педкадров. Школьный учитель 30-х годов, который нёс культуру и образование в глухую деревню, или же учительница французского из повести Распутина, спасавшая мальчишку от голода в послевоенное время — реальные образы. Самоотверженных, бескорыстных и преданных своему делу учителей в СССР были тысячи. Их рождало время. Выросшие в Союзе, мы всю жизнь помним своих педагогов, давших нам первые уроки трудолюбия, коллективизма и честности. Они были патриотами, учили нас любить свою страну и уважать её историю.

Рыночная идеология породила иной тип кадров и совершенно другие детско-родительско-учительские отношения… Об укоренившихся ныне подношениях, взятках и повальном репетитор­стве в советской школе и понятия не имели. Ну, а об уровне подготовленности и мотивации к работе молодых учителей судить тем, кто с ними рядом работает. Мы воздержимся.

Главным средством воспитания души в советской школе была литература. А сейчас? Не так давно блогосфера кипела возмущением по поводу отбора новореформаторами из Института содержания и методов обучения РАО произведений для школьной литературы. Из программы исчезли Н. Чернышев­ский, романы М. Горького «Мать», А. Фадеева «Молодая гвардия», Н. Островского «Как закалялась сталь» и многое другое. Вместо «зачищенных» произведений о революции и войне школьникам предлагают В. Пелевина, который частенько грешит ненормативной лексикой, Л. Улицкую, А. Эппеля и другую литературу, неотфильтрованную на предмет возрастной психологии и нрав­ственной гигиены. В произведениях указанных авторов немало сцен, вольных с точки зрения эротики, наркотиков и общепринятых норм морали. Помимо того, количество часов литературы по сравнению с советскими временами уменьшилось на треть. Уважаемые учителя, вам не кажется, что экономить на нравственности — значит разориться на борьбе с преступностью?

Итак, под «советским образованием» коммунисты подразумевают доступность, бесплатность, фундаментальный характер и высокую нравственную основу образования. За что же выступаете вы? 21 декабря 2012 года конца света не случилось, зато в этот день голосами «Единой России» Госдума в третьем и окончательном чтении приняла новый Федеральный закон «Об образовании в РФ». Вот он, конец образования и просвещения в России! В статьях нового закона, где речь идёт об экономике и финансировании, об образовании сказано, что это государственная или муниципальная услуга. Что бы не декларировал Путин в своих посланиях, образование медленно и верно превращают в услугу, а учителей — в обслуживающий персонал. Для богатых она будет доступна, бедные купят то, что им по карману. Наша Кон­ституция как бы гарантирует бесплатность образования — но исключительно в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Однако в новом законе понятие «учреждение» заменено на «организацию», а в организациях Конституция уже ничего никому не гарантирует. Как, впрочем, и нынешняя власть…

Что ещё нам грозит? В новом законе окончательно исчезают гарантии сохранения сельской школы. Пока что ликвидировать сельскую школу было можно только с согласия сельского схода (хотя власти, закрывая школы «в целях экономии», прекрасно обходились без сходов). Теперь же решать вопросы ликвидации (которую обычно называют оптимизацией и реорганизацией) будут некие создаваемые сверху комиссии. Надо думать, уничтожение оставшихся сельских школ пойдёт гораздо быстрее, и в ближайшие 5—7 лет школ на селе не останется.

По действующему закону плата за присмотр и уход за детьми в системе дошкольного образования не должна превышать 20%, а для многодетных родителей — 10% от реальных затрат учреждения. В новом законе такого положения нет! Последствия очевидны: формально бесплатное и доступное дошкольное образование многим окажется не по карману. Зато исчезнут очереди в дет­ские сады!

Предполагается отмена надбавок и выплат педагогам. Правда, эти деньги обещают включить в оклады, однако прописанных гарантий и механизмов в законе опять-таки нет. Блажен, кто верует… Ожидается уменьшение числа бюджетных студентов, а сироты лишаются льгот при поступлении в вузы. Достаточно? Это далеко не всё, что готовит нам новый виток «модернизации» образования!

В школе есть интернет? Отлично. Почитайте, как бушует общественность по поводу недавно принятой «дорожной карты» развития системы образования до 2018 года. Из неё мало что можно понять, но в отношении высшего образования уже ясно, куда мы по этой карте «приедем»: к устранению «неэффективных» вузов и сокращению преподавателей. В дальнейшем вузы, скорее всего, будут интегрированы в западную систему и переподчинены Москве, высшее образование в итоге может остаться в нескольких крупных городах… Заглянем в будущее лет на 7—10 вперёд: талантливые дети не смогут вырваться за пределы своей глубинки, а молодёжь и подростки, чьи родители не смогут платить за учёбу, рано или поздно пополнят ряды безработных, малоимущих и социально агрессивных слоёв населения, спецприёмники и тюрьмы. Вас это устраивает?

«…Нам, учителям, от таких пикетов не холодно, не жарко». Может быть, ваша хата — с краю, уважаемые подписанты? Не нравятся лозунги? Так вышли бы сами на мороз и верные, с вашей точки зрения, лозунги сформулировали. Ан нет, лучше тихо сидеть да подписывать по указке сверху от имени ливенских учителей состряпанный кем-то текст… Авось, крохи со стола власть имущих достанутся… Позор для России — учитель нищий, униженный и пресмыкающийся перед власть имущими! А коммунисты протестовали и будут протестовать — в защиту интересов тех, кто ещё не разучился думать и болеть душой за свою страну, за свой народ.

Елена Иванова.