Красная строка № 12 (278) от 18 апреля 2014 года

М. Ю. Берников — герой представления

Прокуратура Советского района г. Орла направила мэру г. Орла С. А. Ступину представление, в котором анализируется деятельность подчиненного С. А. Ступина — М. Ю. Берникова и делаются выводы, ставящие под сомнение перспективы Михаила Юрьевича на сохранение должности главы администрации города.

Представление начинается так: «Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства администрацией г. Орла показывает, что главой администрацией г. Орла Берниковым М. Ю. допускаются нарушения действующего законодательства, условия заключенного с ним служебного контракта, в том числе в части ненадлежащего рассмотрения представлений прокурора, принятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений, недопущению их впредь.

Зачастую требования прокурора, изложенные в актах прокурорского реагирования, игнорируются, исполняются не в полной мере, что вызывает необходимость в побуждении главы администрации г. Орла М. Ю. Берникова к исполнению им его должностных обязанностей, закрепленных, в том числе в его контракте, и привлечению его к установленной ответственности за ненадлежащее их исполнение».

Далее и. о. прокурора района К. В. Новикова переходит к детальному анализу проблем Михаила Юрьевича. Тематику можно разделить на два подраздела: деньги и личности. Второй — личности — плавно перетекает в первый подраздел — деньги.

Цитаты: «Прокуратурой района были проведены проверки исполнения бюджетного законодательства, земельного и иного законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции, в деятельности администрации г. Орла и ее структурных подразделений, в ходе которых выявлены грубые нарушения законодательства, которые должного реагирования со стороны главы администрации города Орла не получили.

В ходе проведенных проверок установлено следующее.

Городская долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и массового спорта в г. Орле на 2011-2015 годы» (далее по тексту — Программа) утверждена на период с 2011 года по 2015 год постановлением администрации города Орла от 09.02.2011 г. № 332.

Одной из задач Программы является проведение строительно-реконструкционных работ и обустройство имеющихся спортивных сооружений, в том числе спортивных сооружений по месту жительства, с применением современных материалов и технологий.

Проверку достоверности определения сметной стоимости вышеуказанных объектов осуществляла СРО НП «Орловское региональное объединение строителей» (исполнительный директор И. Е. Кузьма), оплата выполненных работ произведена через ООО «Промпроект», которое в соответствии с указанным муниципальным контрактом обязано разработать проектную и рабочую документацию по заданию Заказчика (МКУ «УКС»). Заключения по результатам проверки свидетельствует о том, что представленная сметная документация соответствует нормам, принятым для оформления ремонтно-строительных работ, реконструкции с привлечением средств бюджета, заявленная стоимость не превышает рассчитанной по действующим тарифам.

Проведённые СРО НП «Орловское региональное объединение строителей» проверки достоверности сметной стоимости реализации мероприятий не выявили нарушений.

При этом проведенной во взаимодействии с КСП г. Орла проверкой установлены нарушения при определении сметной стоимости объектов строительства.

Вследствие выявленных нарушений, в том числе в связи с ненадлежащей проверкой достоверности сметной стоимости реализации мероприятий Программы, проведённой СРО НП «Орлов­ское региональное объединение строителей», неправомерно завышена стоимость четырёх объектов, выполненных в рамках реализации мероприятий Программы, на 2746,5 тыс. руб.

При этом необходимо отметить, что исполнительным директором СРО НП «Орловское региональное объединение строителей» является советник главы администрации г. Орла Кузьма И. Е.

Распоряжением главы администрации г. Орла Берникова М. Ю. № 156/к от 28.02.2012 Кузьма И. Е. назначена на должность советника главы администрации г. Орла по совместительству, с ней заключен трудовой договор…

Вместе с тем, как на момент приема Кузьмы И. Е. на работу в администрацию г. Орла, так и по настоящее время, она является директором ООО «Агентство «Деловой мир» и исполнительным директором СРО НП «Орловское региональное объединение строителей».

Согласно должностной инструкции исполнительного директора СРО НП «Орловское региональное объединение строителей» Кузьмы И. Е., ряд ее обязанностей идентичен обязанностям советника главы администрации г. Орла…

В дальнейшем распоряжением главы администрации г. Орла Берникова М. Ю. № 21/к от 09.01.2013 Кузьма И. Е. назначена на должность помощника главы администрации города Орла на 0,25 ставки по совместительству, с ней заключен трудовой договор. 28.02.2013 Кузьма И. Е. уволена по соб­ственному желанию и в тот же день снова назначена советником главы администрации г. Орла…

В нарушение антикоррупционного законодательства, законодательства о муниципальной службе и некоммерческих организациях, принципов противодей­ствия коррупции, Кузьма И. Е., являясь должностным лицом администрации г. Орла — советником главы администрации г. Орла.., фактически осуществляла полномочия муниципального служащего в сфере градостроительства, землепользования, имущественной политики, от лица главы администрации готовила соответствующие обязательные для исполнения поручения, контролировала их исполнение, одновременно являлась руководителем нескольких организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города Орла в сфере градостроительства, землепользования, оказания консалтинговых услуг и т. д. Выявленные нарушения свидетельствует об имеющемся конфликте интересов у Кузьмы И. Е., а также ее личной заинтересованности в использовании своего должностного положения как советника главы администрации г. Орла в целях обеспечения прибыли и улучшения экономической эффективности деятельности возглавляемых ей организаций.

При этом проведенной проверкой установлено, что глава администрации г. Орла Берников М. Ю. не мог не знать об имеющемся у Кузьмы И. Е. конфликте интересов и личной заинтересованности, в том числе при приеме ее на работу 28.02.2012. В этой связи в действиях главы администрации г. Орла Берникова М. Ю. также имеются признаки личной заинтересованности при приеме Кузьмы И. Е. на работу.

Так, в ходе проведенной проверки установлено, что 15.02.2012 во исполнение Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 № 14/0230-ГС «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Орла»… в целях участия в конкурсе и назначения на должность главы администрации г. Орла Берниковым М. Ю. в Орловский городской Совет народных депутатов были представлены соответствующие документы, в том числе программа (концепция) эффективного управления городским хозяйством (Программа стратегических действий главы администрации г. Орел по перспективному развитию города до 2015 года, автор: Берников Михаил Юрьевич).

Изучение представленной Берниковым М. Ю. программы показало, что она представляет собой дословное копирование (в большей части) и компилирование (изменение порядка следования абзацев) научной работы, изготовленной в соответ­ствии с договором № 9/4-12 от 08.02.2012, заключенном между ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» и СРО НП «Орловское региональное объединение строителей» в лице Кузьмы И. Е., стоимость выполненых работ составляет 30000 рублей.

Таким образом, главой администрации г. Орла Берниковым допущены нарушения антикоррупционного законодательства как при приеме Кузьмы И. Е. на работу в администрацию г. Орла, так и в последующем при непринятии мер по урегулированию конфликта интересов Кузьмы И. Е. как руководителя ряда организаций и администрации г. Орла, ее подведомственных организаций.

Кроме того, проведенной проверкой установлены нарушения градостроительного законодательства.

Согласно Генеральному плану города Орла, утвержденному решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.02.2008 № 29/425-ГС, территория на пересечении улиц Московской, 58 и Грузовой, 1 (пл. Юности) отнесена к рекреационной зоне — землям общего пользования… Границы данных территорий обозначаются красными линиями… Красные линии отображаются на чертежах, входящих в состав документов планировки территории, а также на содержащихся в генеральных планах картах (схемах)…

Однако в нарушение градостроительного законодательства постановлением главы администрации города Орла Берникова М. Ю. № 934 от 04.03.2013 утверждена документация по планировке территории, прилегающей к железнодорожному вокзалу г. Орла, противоречащая Генеральному плану города Орла и позволяющая придать легитимный вид последующему предоставлению земельных участков на территории общего пользования в районе пересечения улиц Московской и Грузовой (пл. Юности г. Орла). В целях достижения вышеуказанной цели при разработке документации по планировке территории, прилегающей к железнодорожному вокзалу, неправомерно изменены границы красных линий.

Далее прокуратурой района установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией города Орла рассмотрены обращения ООО «Пятый элемент» (протокол заседания Комиссии по землепользованию и застройке № 30 от 12.08.2013, письма № 6/10173, № 6/10809 от 15.08.2013) и принято решение о начале процедуры предоставления земельных участков в районе пересечения улиц Московской и Грузовой г. Орла…

Должностными лицами администрации г. Орла, в том числе главой администрации г. Орла, допущены грубые нарушения градостроительного и земельного законодательства, свидетельствующие о наличии в указанных правоотношениях коррупционной составляющей, способные привести к необоснованным преференциям хозяйствующим субъектам в ущерб прав и законных интересов граждан, жителей города Орла.

Кроме того, ранее проведенной проверкой были установлены нарушения законодательства, выраженные в неэффективном пользовании и распоряжении муниципальным имуществом, в том числе при проведении торгов по продаже муниципального имущества, определении его рыночной стоимости, необоснованном использовании денежных средств бюджета г. Орла,

Проведенной во взаимодей­ствии с КСП г. Орла проверкой было установлено, что УМИЗ не в полной мере исполняло функции собственника имущества муниципального образования «Город Орёл» и полномочия главного администратора доходов городского бюджета, что привело к упущенным доходам бюджета и потерям бюджета города Орла в сумме 233 432,2 тыс. руб…

Нарушения нашли свое отражение в представлении прокурора района от 15.01.2014, внесенном в адрес главы администрации г. Орла Берникова М. Ю.

Вместе с тем, до настоящего времени конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений и недопущение их впредь главой администрации города Орла не принято. Из ответа администрации города Орла от 21.02.2014 усматривается, что указанные в представлении доводы приняты во внимание лишь частично…».

Рассматривается в представлении прокуратуры и история с займом в 3400000 рублей, предоставленным директором МУП «УЭНП» И. Е. Афанасьевым от имени предприятия самому себе. Орловские средства массовой информации достаточно подробно осветили в свое время эту неприглядную историю.

«Кроме того, — продолжаем цитирование, — …Управлением Федеральной антимонопольной службы по Орловской области была проведена внеплановая документарная проверка. По результатам… сделаны выводы, что действия УМИЗ администрации города Орла по наделению хозяйствующего субъекта МУП «УЭНП» полномочиями по управлению муниципальным имуществом противоречат как положениям правовых актов органов местного самоуправления, так и требованиям ч. З ст. 15 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

В связи с выявленными нарушениями Управлением 20.12.2012 возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения УМИЗ администрации города Орла части 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

26.06.2013 Управлением вынесено предписание об обязании УМИЗ администрации города Орла в срок до 26.08.2013 прекратить нарушения части 3 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», а именно: осуществить действия, направленные на изъятие у МУП «УЭНП» функций УМИЗ администрации города Орла по сдаче в аренду муниципального имущества как основного вида деятельности…

Вместе с тем.., сдача в аренду муниципального имущества является фактически основным видом деятельности МУП «УЭНП», приносящим доход предприятию. При этом передача используемого предприятием имущества в казну муниципального образования повлечет ликвидацию МУП «УЭНП» либо может создать признаки неплатежеспособности.

Оценивая действия должностных лиц администрации г. Орла и МУП «УЭНП» можно сделать вывод о том, что предприятие предлагается сохранить, при этом, по возможности, не отчуждая его имущество (объекты недвижимости), организовать новые направления деятельности по сдаче объектов движимого имущества (специализированной хозяйственной техники) другим муниципальным предприятиям города Орла, что также является нарушением вышеуказанного антимонопольного законодательства.

О вышеуказанном свидетельствует и тот факт, что на 35 заседание Орловского городского Совета народных депутатов, состоявшееся 27.06.2013, администрацией г. Орла вынесен вопрос о согласовании передачи в залог муниципального недвижимого имущества (нежилого помещения площадью 1389,5 кв. м), закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП «УЭНП», в качестве обеспечения кредита, предоставляемого кредитной организацией (сумма 9180 тысяч рублей при том, что ориентировочная рыночная цена имущества, передаваемого в залог, превышает сумму кредита в 4,5 раза и составляет 41685 тысяч рублей)…

В случае принятия городским Советом вышеуказанного решения, возвращение муниципального имущества в казну муниципального образования не представилось бы возможным до погашения соответствующего кредита муниципальным предприятием, а в случае ликвидации МУП «УЭНП» имущество могло бы быть отчуждено в пользу кредитора.

Также проведенной проверкой установлено, что вышеуказанные обстоятельства были известны главе администрации г. Орла Берникову М. Ю., при этом соответствующие меры по предотвращению вышеуказанных правонарушений и минимизации их последствий не принял, фактически устраняясь от своей руководящей роли, установленной Уставом г. Орла, в сфере экономических и имущественных правоотношений…

Главой администрации г. Орла Берниковым М. Ю. допущены грубые нарушения вышеуказанного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в низкой организации выполнения возложенных на него функций по противодействию коррупционным правонарушениям, в допущении конфликта интересов на муниципальной службе и непринятии мер по его предотвращению или урегулированию.

Учитывая вышеизложенное, в адрес мэра г. Орла 17.01.2014 было внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе с требованием привлечь к дисциплинарной ответственности главу администрации г. Орла Берникова М. Ю., принять меры к привлечению к дисциплинарной ответственности курирующего заместителя главы администрации г. Орла Шевлякова В. В., начальника УМИЗ администрации г. Орла Татенко С. А., директора МУП УЭНП Афанасьева И. Е., виновных в допущении указанных нарушений, включая прекращение с указанными лицами трудовых отношений в связи с утратой доверия.

Представление прокурора, внесенное в адрес мэра г. Орла 17.01.2014, было рассмотрено 29.01.2014 и повторно 13.02.2014, по результатам рассмотрения удовлетворено.

Вместе с тем, несмотря на вышеизложенное, главой администрации города Орла до настоящего времени не принято конкретных мер по исполнению предписания антимонопольного органа, предложения по ликвидации (реорганизации) МУП «УЭНП», вносимые в Орловский городской Совет народных депутатов, носят формальный, половинчатый характер, направленный на затягивание передачи муниципальных нежилых помещений в казну города Орла.

…Необходимо отметить, что в течение двух месяцев остается вакантной должность заместителя администрации г. Орла по вопросам экономической политики, исполнение обязанностей которого по информации главы администрации г. Орла Берникова М. Ю. возложены им на себя лично. При этом вызывает обеспокоенность возможность организации деятельности администрации города Орла по решению вопросов местного значения в вышеуказанной сфере в периоды отсутствия Берникова М. Ю. на рабочем месте, в том числе в связи с нахождением его в отпуске.

Согласно п. 2.2 служебного контракта, заключенного с главой администрации г. Орла Берниковым М. Ю., он обязан, в том числе:

организовывать… надлежащее осуществление полномочий администрации города, обеспечивая целевое и эффективное использование средств бюджета муниципального образования «Город Орел», эффективное использование имущества, находящегося в муниципальной собственности..;

сообщать в письменной форме мэру города Орла о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта;

не оказывать не основанное на законе предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.

Учитывая вышеизложенное, главой администрации города Орла Берниковым М. Ю. допущены грубые нарушения законодательства Российской Федерации, условий заключенного с ним служебного контракта, повлекшие существенное нарушение прав, свобод и законных интересов муниципального образования «Город Орел», жителей города Орла.

Прошу рассмотреть прилагаемое представление на ближайшей сессии Орловского городского Совета народных депутатов, принять меры по устранению выявленных нарушений действующего федерального законодательства, причин и условий, им способствующих.., решить вопрос о привлечении главы администрации г. Орла Берникова М. Ю. к установленной законом и условиями служебного контракта ответственности.

И. о. прокурора Советского района советник юстиции
К. В. Новикова».

* * *
Таким образом, прокуратура предъявила главе администрации г. Орла очень серьёзные претензии. И отмолчатся теперь уже никак не получится. Слово — за Орловским городским Советом народных депутатов.

Лента новостей

Отчетность

самые читаемые за месяц