Орловские селяне пишут Путину: «Как бы в результате нацпроекта «Здоровье» не вымереть совсем»
Более 600 жителей Свердловского района Орловской области направили Владимиру Путину, Михаилу Зурабову и губернатору Егору Строеву письмо, в котором выразили опасение, как бы в результате реализации нацпроекта «Здоровье» район совсем не вымер. 25 октября оно было опубликовано в газете «Орловская искра».
«Сейчас много информации о реализации президентских национальных программ, в том числе «Здоровье». Информация в официальных СМИ в основном положительная, — пишут селяне. — А вот жителей нашего района (18 000 человек) очень беспокоит вопрос: будет ли работать наша больница — поликлиника и стационар? На уровне районного руководства и руководства облздравотдела слышим ответ, что будет. Однако обещают реорганизацию, а в чём конкретно она будет заключаться — неизвестно.
В 2007 году предстоит лицензирование ЦРБ. Что же нужно для получения лицензии? Читаем Приказ № 753 от 01.12.2005 г. Министерства здравоохранения и памятку лицензиату в соответствии с ФЗ от 08.09.2001 г. № 128-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 г. № 499 и приложением № 5 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.12.2005 г. № 753. То, что предстоит сделать, сравнили с имеющимся и ужаснулись. Приведем несколько примеров, что необходимо и чего у нас нет.
Для оснащения кабинета врача общей практики требуется 29 наименований медицинской техники. Ничего нет, как и нет кабинета, нет врачей, недостает 2-х терапевтов. Нет врача офтальмолога. В физиотерапевтическом кабинете из 34 наименований медтехники отсутствуют 15. В кабинете врача-хирурга (с перевязочной) 14 наименований отсутствуют. В клинико-диагностической лаборатории из необходимых 26 наименований полностью отсутствуют лабораторные приборы. В рентгеновском кабинете из 16 наименований отсутствует 8. Полностью отсутствует кабинет функциональной диагностики, общеполиклиническое оборудование и т.д., и т.п. Требований, согласно перечисленным выше приказам и постановлениям, на получение лицензии на стационар у нашего главного врача, вероятнее всего, нет. Согласитесь, это тоже настораживает. Неоднократные обращения с просьбой ознакомить нас с этими требованиями, Л.Ф. Игнатова проигнорировала.
А вот что предлагают народные избранники нашего района. Свердловский районный Совет народных депутатов 18.07.2006 г. принял постановление № 3/18 «Об утверждении Программы модернизации здравоохранения в Свердловском районе в свете приоритетного национального проекта «Здоровье». Программа касается всех жителей района. Логичным видится опубликование проекта Программы для обсуждения жителями района и сотрудниками ЦРБ И ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов — ИА REGNUM). Необходимо обязательно учесть мнение жителей и медперсонала. Однако Программа принята без учета этого мнения. А в соответствии с ФЗ № 131 «О местном самоуправлении» принятию общественно значимых решений должны предшествовать общественные слушания по тем или иным вопросам.
Разработчик составил Программу формально:
— переписаны целые абзацы с областной Программы, без изменения конкретных пунктов применительно к здравоохранению Свердловского района. ЛПУ района не соответствует лицензионным требованиям;
— недостаток кадров (нет окулиста, анестезиолога, инфекциониста, не хватает педиатров, нет ни одного врача общей практики). Должности онколога, фтизиатра, нарколога занимают совместители без сертификатов;
— не обновляется на протяжении ряда лет медицинское оборудование и аппаратура, которые морально и физически устарели более 10 лет назад;
— в ЦРБ по техническому состоянию пригодны к эксплуатации только два автомобиля «Скорой помощи» из имеющихся четырех. Физически отсутствует время для контроля за техническим состоянием машин. На балансе в ЦРБ стоит «Газель» для перевозки продуктов, но машина работает в соседнем Глазуновском районе на маслозаводе. А для больницы продукты перевозят всё на тех же санитарных автомобилях;
— большинство отделений, кабинеты поликлиники не соответствуют гигиеническим нормам и правилам.
Тактические аспекты реализации программы направлены на закрытие стационара, сокращение коечного фонда, сокращение штата работников и, как следствие, ухудшение качества жизни населения района. Декларируемое введение стационарнозамещающих технологий, которое возможно в условиях городского здравоохранения, в сельской местности неприемлемо. Это требует несопоставимо больших материальных затрат как со стороны бюджетов, так и со стороны граждан. Доступность качественной и своевременной медпомощи снизится в разы.
Совершенно непонятно, что подразумевается под «совершенствованием организации и системы управления качеством оказания медицинской помощи пациентам»? Не иначе как раздувание управленческо-бюрократического аппарата?
Развитие материально-технической базы ЛПУ подразумевает только снабжение в рамках федеральной программы. А что планируется сделать на местном уровне? Где практическая реализация декларируемой социальной направленности бюджета? Строительство новой поликлиники должно было быть окончено в июле 2005 года, переносится срок сдачи на 2009 год. Внедрение современных медицинских технологий требует большого финансирования. Хотя на сегодня не справляемся с текущим финансированием.
Подготовка кадров. Не ясно, сколько договоров на подготовку заключено и сколько выполнено — все ли специалисты приехали в ЦРБ.
Диспансеризация сопровождается большой бумажной волокитой, массой отчетов во всевозможные инстанции. Из-за отсутствия оборудования и специалистов (уролог, эндокринолог, окулист) полный объем диспансерного осмотра выполнить не удается. Перевод помощи в межрайонные центры сделает труднодоступным обслуживание жителей отдаленных сел.
В программе (план практических мероприятий) не указаны конкретные денежные суммы на реализацию тех или иных положений. Есть указание только сумм из федерального бюджета, выделенных на всю область, но они указываются в районной программе. Сколько из федеральных денег выделено конкретно на Свердловский район — не указано. Не может федеральный бюджет выделить на обновление оборудования в районе 120 млн. рублей и на обеспечение транспортом — 30 млн. рублей.
В районе планируется внедрить отраслевую систему оплаты труда. Это что, в обход федерального законодательства отменяется ETC? За проведение диспансеризации медработники не получили ни копейки. Не указаны критерии распределения фонда заработной платы руководителем ЛПУ и правовое сопровождение этого.
Из приложения следует, что в районе будет отсутствовать акушерско-гинекологическая служба, анестезиологическая и, как следствие, может быть закрыто хирургическое отделение. Не расписано оборудование офиса врача общей практики и сколько на это нужно средств. Вызывает сомнение тот факт, что в Свердловском районе дополнительно не нужны педиатры на участки.
При всем этом по нашему поселку проходит железная дорога, соединяющая Москву с югом страны, федеральная автотрасса, что может отрицательно влиять на эпидемиологическую обстановку и в районе, и в области.
Так что национальный проект «Здоровье» или неправильно понимают власти, или он задуман так: на вымирание уже не деревень, а районов? Видимо, кому-то мало того, что ежегодно вымирает русского населения около 1 000 000 человек. В районе закрыты все предприятия (маслозавод, пищекомбинат, «Сельхозтехника»), основные средства все приватизированы, людям работать негде: либо — грабить, либо — умирать.
И что же все-таки будет с нашей больницей, а соответственно и с нами в 2007 году? Просьба не посылать на местные органы власти — бесполезно. Получится как у Некрасова: «Но швейцар не впустил, скудной лепты не взял и пошли они солнцем палимы…»