Острые углы коммунального «круглого стола»
Проблемы реформируемых жилищно-коммунальных отношений станут катализатором гражданской активности в ближайшем будущем. К такому выводу недавно пришли орловские правозащитники. А 29 января в помещении орловской организации общества «Знание» России ими была организована первая встреча активистов из числа собственников и нанимателей жилья с представителями управляющих организаций. Правда, последние в большинстве своем проигнорировали мероприятие. Активисты-собственники оказались более заинтересованными: у них накопилось немало вопросов и к управляющим компаниям и к муниципальной власти. Организаторы же (Орловский правовой центр «Защита потребителей», орловское региональное представительство правозащитной ассоциации «Голос» и новая орловская общественная организация «Союз собственников и нанимателей жилья») хотели не выяснения отношений между сторонами, а делового обсуждения и принятия типового или, как говорили на встрече, модельного договора управления многоквартирным домом. Этот документ, по мысли правозащитников, должен заменить действующие договоры между управляющими организациями и жителями городских многоэтажек.
Эти самые действующие договоры были подвергнуты жесточайшей критике. Члены правления Союза собственников и нанимателей жилья Р. Л. Исламгазин и Э. И. Самушенок прямо заявили о несоответствии закону, а то и прямой фальсификации состоявшихся выборов управляющих организаций. Заключенные всеми правдами и неправдами договоры, отметили выступавшие, лишены самого главного: порядка определения цены договора и обязательств управляющих компаний. Все это, по мнению активистов, является грубым нарушением Гражданского кодекса. «Но даже этот плохой договор не исполняется», — подчеркнул Р. Л. Исламгазин и привел ряд фактов из собственного опыта общения со своей управляющей организацией. По оценкам выступавшего, доля средств, которую управляющая организация оставляет на свое содержание, выходит далеко за рамки установленных законом десяти процентов. При этом очень трудно разобраться, от какой суммы берется эта доля: то ли от начисленных сумм, то ли от фактически собранных, то ли от объема выполненных работ? Если от последнего, то почему управляющая организация не предоставляет хотя бы старшему по дому акт выполненных работ? Если от начисленных средств, то почему тогда управляющая организация не работает с должниками, а просто-напросто живет за счет добросовестных плательщиков, на которых приходится уже не десять процентов, а гораздо больше? «Попробуйте предъявить претензии управляющим компаниям! — отметил Исламгазин. — Попробуйте найти виноватого, если, скажем, в вашем доме нет воды!» Между тем по закону именно управляющие организации, и никто другой, обязаны составлять акты в случаях непредоставления тех или иных коммунальных услуг, чтобы потом добиться от их поставщиков перерасчета оплаты.
Попытка исполнительного директора управляющей организации Северного района ЗАО ЖРЭУ № 4 оправдаться и высказать свою точку зрения на сложившуюся ситуацию стразу затронула за живое некоторых представителей общественности. Они попытались перейти в атаку, требуя от председательствующего В. Г. Жилина (руководителя Союза собственников и нанимателей жилья) нарушить регламент, и были готовы забросать исполнительного директора ЗАО своими вопросами, как гранатами. Но Жилин сдержал натиск активистов. И в конце концов некоторые из них демонстративно покинули зал заседания.
Выступления чиновника мэрии, начальника управления по развитию городского хозяйства В. А. Можина и консультанта городского Совета А. Е. Брунелевского, несмотря на всю их аргументированность и откровенность, все же вызвали новые и новые вопросы у собравшихся. Порядок обсуждения, задуманный организаторами, рушился на глазах. «Круглый стол» все больше походил на собрание недовольных. Все очевиднее становилось, что люди пришли на эту встречу только для того, чтобы предъявить претензии власти и созданным ею управляющим «номерным» (как назвал их Брунелевский) компаниям — ЗАО ЖРЭУ № 1, № 2, № 3, № 4. Предъявить претензии и потребовать решения конкретных проблем, с которыми столкнулись жильцы тех или иных многоэтажек. Очень скоро стало ясно, что в жилищно-коммунальных отношениях все остается по-прежнему: есть фактически бесправное большинство, именуемое собственниками и нанимателями жилья, и практически бесконтрольные распорядители этой собственностью — управляющие компании, бывшие муниципальные районные ЖРЭУ, за которыми стоит власть. На власть и вся основная надежда. На власть как гаранта соблюдения декларированных реформой прав собственников.
Без нее, без власти, — никуда. В этом смысле красноречивый пример привел Э. И. Самушенок. На улице Приборостроительной пошел трещинами один из пятиэтажных домов. Нужна экспертиза, чтобы определить степень опасности и характер ремонта. За экспертизу жильцы дома должны заплатить деньги из своего кармана. По словам Самушенка, десять тысяч рублей люди собрали. Но экспертиза стоит в несколько раз больше. Так что без поддержки со стороны властей не обойтись. Вот вам и новые отношения в сфере ЖКХ.
Орловские правозащитники и члены правления Союза собственников и нанимателей жилья отстаивают тезис, что у каждого жителя должен быть на руках внятный договор с управляющей компанией, который станет оружием в руках жильцов против нерадивых управляющих компаний. Но от этого собственники жилья богаче не станут и за экспертизу треснувших стен не заплатят. Да и выбора особого у собственников нет: либо районное ЖРЭУ либо кот в мешке в лице каких-то частников со стороны. Ведь реального рынка управляющих компаний в Орле нет и в ближайшем времени не предвидится. А значит, все остается по-прежнему.
Правозащитники надеются, что прорыв в жилищно-ком-мунальных отношениях произойдет снизу, под давлением общественности и благодаря гражданской активности. Но даже на собрании, которое, по идее, должно было укрепить позиции гражданского общества в Орле, председательствующему пришлось «власть употребить», чтобы базар не получился. Что же говорить об отношениях в жилищно-коммунальной сфере, где уже изначально заложено противостояние интересов? А такое противостояние, как известно, балансируется либо жесткой конкуренцией, либо (в отсутствие таковой) — властью. И, как показалось мне на состоявшемся собрании, люди, те самые активные собственники и наниматели жилья, это чувствуют, если не осознают. И надеются не столько на гражданское общество, сколько на здравомыслие и ответственность власти. Вот и проект нового модельного договора управления многоквартирным домом, за который проголосовали участники собрания, если и будет внедрен в практику наших жилищно-коммунальных отношений, то не иначе, как с согласия властей.
«А если не услышат, нам ничего другого не остается, как выйти на улицу. И пусть эти слова будут первым предупреждением нашим городским властям», — не удержался Э. И. Самушенок. И был поддержан аплодисментами. Что само по себе очень показательно для нынешних отношений и взаимных ожиданий власти и общества: последнее ждет от первой исполнения обязанностей, заботы о людях, которые ее, власть, избирали. И общество готово пока лишь к одному — к гражданскому неповиновению. А значит, и к послушанию и сотрудничеству, если власть все-таки услышит голос народа. Гражданское общество, как институт независимых от властей самоорганизации и самостоятельного решения своих проблем, пока лишь, как призрак, бродит по Орловщине.
Андрей Грядунов.