По форме законно, по сути — издевательство…

Сколько еще должно пройти времени, какие еще семинары и учебы необходимо провести, чтобы мы все наконец поняли, что тот расход энергии, вокруг которого развернулся весь многолетний (с декабря 2007 г.) сыр-бор и который далеко не мелочь с точки зрения оплаты, называется не «электроэнергия мест общего пользования» (ЭМОП), а «электроэнергия общих домовых нужд и потерь» (ЭОДН), а это «две большие разницы».

Просто вражина какая-то от «великого» ума либо по умыслу злому подменила безобидным конструктивным понятием ЭМОП, расход которого легко измерить общедомовым счетчиком, расчетное понятие ЭОДН, величину расхода которого измерить невозможно принципиально и которое имеет, как оказалось, огромную социальную значимость. Поэтому нестройные ряды орловчан и разнообразных рангов руководителей продолжают считать лампочки по подъездам и уповать на показания общедомовых счетчиков ЭМОП.

Дело вовсе не просто в неудачном названии и не в том, что данный термин уже занят совсем другим понятием. Дело в полном непонимании природы проблемы ЭОДН, а давно известно, что правильная формулировка вопроса — половина верного ответа. Понять должны и запомнить накрепко: реформа ЖКХ, закрепленная в ЖК РФ, содержание общего имущества многоквартирных домов возложила на собственников, сняв эту затратную заботу с государства. А посему за все, что в доме имеется (помимо частной и муниципальной собственности помещений) и чем общее имущество живет, — за все в ответе собственники, то бишь мы с вами, в долевой пропорции. И для управления этим нашим «богатством» мы наняли управляющую компанию, организовали ТСЖ или сами пытаемся рулить.

Из этого следуют выводы чрезвычайной важности:

1. За качественную коммунальную услугу, подведенную к точке поставки дома в должном объеме и в срок, ресурсоснабжающая организация имеет право и обязана получить с собственника дома плату сполна по прибору общедомового учета. Плата может идти через управляющую компанию (ТСЖ) или напрямую поставщику ресурса, но порядок оплаты не меняет сути: источником оплаты является собственник (или наниматель) совместно с субабонентами в объеме общедомового потребления.

2. За состояние внутридомовых сетей коммунальных услуг ответственность лежит на собственнике, но никак не на поставщике ресурса, если нет отдельных договоров.

3. Ни рубля стоимости общего имущества дома ни на балансе управляющей организации, ни на балансе поставщика ресурса не стоит, то есть принадлежит собственникам.

Как следует из уходящих в историю Правил-307 (что более четко отражено в приходящих им на смену Правилах-354): «Общедомовый объем ЭОДН определяется как разница между суммарным общедомовым потреблением электроэнергии и суммарным фактическим потреблением электроэнергии от домовых сетей всех без исключения пользователей, включая всех субабонентов».

Это положение является основой анализа проблемы ЭОДН, здесь и только здесь лежит начало пути ее решения. Из указанного положения следуют дальнейшие важнейшие выводы.

1. Понятие ЭОДН более ёмкое, чем ЭМОП. В объем ЭОДН входят расходы: ЭМОП (учитываются счетчиком сети МОП); технически обоснованные потери; потери от хищений энергии; разность в точности измерений от слаботочных нагрузок; перерасход энергии в помещениях и у субабонентов по отношению к нормативно рассчитанному при отсутствии индивидуальных счетчиков; ошибки от неодновременности снятия показаний общедомовых и индивидуальных счетчиков и т. д., и т. п.

Запомним, затвердим, зарубим: в ЭОДН входит вся потребленная домом энергия за исключением фактически потребленной и учтенной.

2. Нет и не может быть никакого общедомового прибора, который учитывает расход ЭОДН. Эта величина — расчетная.

Прежде чем требовать от управляющих компаний, потребителей и поставщиков ресурсов каких-то действий по решению проблемы, необходим анализ всех факторов, влияющих на величину расхода ЭОДН.

Формат статьи не позволяет дать подробный анализ формирования объективного расхода ЭОДН. Но на главном факторе — учете фактически потребленной энергии, который является центральным в решении проблемы ЭОДН, — необходимо остановиться.

Задача учета фактически потребленной энергии состоит из двух частей: учет потребления субабонентов (кабельное TV, интернет и т. д.); учет потребления собственников жилых и нежилых помещений дома.

Считаю, что с субабонентами просто беда. Эти шустрые ребята проникли в наши дома на полузаконных, а то и вовсе незаконных основаниях. Насверлили дыр, протащили свои коммуникации и, самое главное по теме статьи, подключились к домовым электросетям. Незаконно, по моему мнению, пользуясь п. 20(в) Правил-307, они заключили договоры поставки электроэнергии и согласовали свои теоретические потребности с… поставщиком ресурса — ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (!), которое, как известно, никакой ответственности за внутридомовое потребление не несет: за всё собственники заплатят. Собственники дома в лице управляющей компании оказались не у дел, их просто обошли, хотя само понятие «субабонент» подразумевает получение коммунальной услуги от «абонента» — в нашем случае от управляющей компании.

Теперь ничто не мешает субабоненту бесконтрольно увеличивать свои реальные потребности за счет собственников дома. Считаю, что все субабоненты должны перезаключить договоры на электроснабжение своей аппаратуры по каждому дому с управляющими компаниями с обязательной постановкой их индивидуального или группового электропотребления на электронные счетчики класса точности 1. Вот это и необходимо требовать от управляющих компаний.

Надо отметить, что в этом вопросе наметился серьезный положительный сдвиг, связанный с установкой в домах Единой информационной сети (ЕИС). Противникам этого прогрессивного ново­введения советую пройтись по чердаку, подвалу, этажам своего дома, заглянуть в этажные электрощитки и убедиться, что без упорядочения коммуникаций суб­абонентов в ЕИС порядка в этой паутине проводов не навести.

Теперь о самом главном — учете электропотребления собственников жилых и нежилых помещений дома. Десятки решений орловских судов установили, что в расчет по формуле 9 Правил-307 платы за электроснабжение, куда входит ЭОДН (ЭМОП), включается не фактически потребленный суммарный индивидуальный расход, а заявленный (считай, оплаченный или средний за 12 мес.) объем электроэнергии, что увеличивает плату добросовестными плательщиками до момента возврата долгов неплательщиками. Но через 3 года срок исковой давности истекает, неплательщик от ответственности «убёг», а наши денежки — тю-тю.

Формула 12 новых Правил-354 расчет оплаты ЭОДН также ведет от потребленного суммарного индивидуального объема коммунального ресурса. Таким образом, требуется наведение порядка в снятии показаний индивидуальных счетчиков всех без исключения потребителей. Как это сделать и кто это снятие должен производить?

Если в Правилах-307 этот вопрос был затуманен, то в новых Правилах-354 он представлен пунктом 34(в), который обязывает и устанавливает персональную ответственность потребителя за снятие показаний индивидуальных (квартирных, комнатных) счетчиков, что бесспорно, и передачу данных управляющей компании не позднее 26-го числа текущего месяца (?!). И это при том, что оплата производится до 10-го числа следующего месяца (п. 66 Правил-354).

Великий бюрократический «мудрец» придумал этот пункт, который никогда и ни при каких обстоятельствах не будет нами выполняться в части передачи данных. А при невыполнении этого заведомо невыполнимого пункта на потребителей пунктом 59(б) возложена коллективная ответственность за суммарный индивидуальный расход, покрывающая неплатежи! Считаю это вопросом для Конституционного суда.

В то же время пункт 31(ж) Правил-354 дает право общему собранию собственников дома обязать управляющую компанию снимать показания индивидуальных счетчиков, но уже за дополнительную плату согласно п. 29 «Правил содержания общего имущества» (Правила-491).

Выбирайте, что кому нравится, но стоит вопрос: как это сделать? В тех домах, где все счетчики установлены вне квартир, в электрощитках на этажных площадках, и доступны в любое время суток, снять показания несложно. А если мы с вами незаконно настроили тамбуров (произвели самозахват в натуральной форме части общего имущества дома — межквартирной лестничной площадки) и закрыли доступ к этажному электрощитку — также общему имуществу дома, требующему беспрепятственного обслуживания? Это тоже вопрос к управляющей компании — обеспечить свободный доступ к этажным электрощиткам.

А если счетчики установлены внутри помещений? В таких домах становится невозможным постоянное ежемесячное 100%-ное снятие показаний индивидуальных счетчиков и, как следствие, не обеспечивается объективность расчета оплаты ЭОДН.

Где же выход? Неужели мы обречены вечно бороться за объективность расчета оплаты ЭОДН? Предлагаю некоторые пути решения проблемы.

Первый. Ничего не делать, беречь нервы, расслабиться и платить по счетам за электроэнергию, успокаивая себя тем, что новые Правила-354 вводят распределение общедомового расхода ЭОДН по помещениям пропорционально площади помещения. А это значит, что распределение будет прямо пропорциональное и переплаченные нами деньги вернутся к нам в будущем в полном объеме, если, конечно, не­плательщики не злостные и долги свои уплатят. Да, при этом мы лишаемся объективной основы для анализа фактического потребления, смиряемся с неплательщиками и создаем режим благоприятствования для воровства электроэнергии. Ну что ж, коммунальные услуги воруют многие, всегда и везде. И никто с ворами не борется — одна видимость.

Второй. Создавать свои домовые, постоянно действующие, признанные управляющей компанией комиссии и по-свойски, по-соседски ежемесячно добиваться снятия показаний со всех без исключения индивидуальных и общедомовых счетчиков.

Третий. Общим собранием обязать управляющую компанию ежемесячно снимать показания, но за отдельную плату и без гарантии полного успеха, доступа ведь нет.

Четвертый. Установить автоматизированную систему коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). Система даст возможность абсолютно точно, дистанционно, без влияния человеческого фактора учесть фактический общедомовый расход и абсолютно синхронно с ним по состоянию на 24.00 последнего дня месяца, также дистанционно, учесть фактические индивидуальные расходы всех без исключения помещений дома и тем самым за вычетом фактических расходов субабонентов рассчитать объективный общедомовый расход ЭОДН.

И этот расчет никак не будет связан с фактами оплаты-неоплаты и не будет за счет добросовестных плательщиков компенсировать недоплаты. Не в этом ли состоит причина упорного нежелания внедрять АСКУЭ?

Система АСКУЭ требует установки электросчетчиков электронного типа исполнения для замера общедомового расхода и всех без исключения индивидуальных счетчиков с обязательным наличием функции интерфейса в системе с аппаратурой АСКУЭ. Эти современные счетчики дают возможность программировать их на учет расхода энергии, дифференцированный по времени суток, что должно дать экономию затрат потребителей.

Система АСКУЭ осложняет, если не исключает полностью, возможность хищения электроэнергии при установке электронных счетчиков (если еще дополнительно запереть этажные электрощитки). Все эти «счастья», конечно, будут возможны при условии, если электронные общедомовые и все индивидуальные счетчики будут корректно запрограммированы, а это еще один вопрос к управляющим компаниям.

Кроме того, необходимо учесть, что система АСКУЭ использует для внутридомовой коммуникации сеть ЕИС, что снижает стоимость АСКУЭ.

Вот задача для руководства города Орла и области, если оно не на словах, а на деле хочет навести порядок в проблеме ЭОДН: разработать программу установки в многоквартирных домах системы АСКУЭ и плотно привязать к этой программе управляющие компании и поставщиков ресурсов.

В квитанциях действительно исчезла графа «МОП». Просто ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» формально привело форму квитанции к обобщенной формуле 9 Правил-307, что затемнило подробности расчета. Сделано это в полном соответствии с известным ленинским афоризмом: по форме — законно, по сути — издевательство. Но из данных, изложенных в квитанции, искомая оплата МОП (фактически — ЭОДН) элементарно рассчитывается.

Считаю, что проблема оплаты расхода ЭОДН достигает пика социальной напряженности и требует грамотного и всестороннего рассмотрения руководством города и области с принятием конкретных адресных решений.

Петр Шейченко,
пенсионер.
г. Орел.