Просто у нас с торгашами разная Родина

Общественные слушания по кинотеатру «Родина», назначенные было на 19 октября, отложены почти на два месяца. Администрация города Орла установила новую дату проведения слушаний — 14 декабря, то есть через десять дней после выборов в областной Совет и Государственную Думу. И хотя официальная причина переноса формулируется как необходимость уточнения неких параметров и получения дополнительной информации по существу вопроса, соотношение дат невольно бросается в глаза. И доминирующей остается одна версия событий: окончательно раскрывать карты в затянувшейся игре против «Родины» для власти безопаснее после выборов, чем до них.

Официально слушания должны быть посвящены проекту планировки всего квартала в границах ул. Московской, пер. Трамвайного, ул. Пушкина и ул. Старо-Московской. В постановлении мэра города Орла В. В. Сафьянова № 65/1 от 18 января 2011 года говорится именно об этой территории. Мэр разрешил инвестору, «заключившему инвестиционное соглашение с Правительством Орловской области», разработать проект планировки упомянутой территории. Стало быть, проект этот теперь разработан и его нужно предъявить общественности. Но, как известно, кинотеатру «Родина» в нем нет места. Старинная Воздвиженская площадь по замыслу губернатора Козлова должна исчезнуть под многоэтажным (и вверх, и вглубь) торгово-развлекательным комплексом. Это суть всей планировки. Хотя, возможно, нас ждут и другие сюрпризы, ведь площадь квартала в указанных границах достаточно велика, а еще в начале года, почти одновременно с постановлением мэра, по городу распространился слух, что государственное казначейство, расположенное как раз на этой территории, ищет себе участок земли под строительство нового здания. «К чему бы это?» — невольно возник тогда вопрос. Так что на слушаниях мы можем узнать много «интересного» помимо судеб «Родины».

Хотя главное, конечно, в ней, в «Родине». На запрос орловской общественности, среди которой были и некоторые депутаты областного и городского Советов, пришел ответ из Российской академии архитектуры и строительных наук.

Пять месяцев назад академия проводила в Орле свое выездное заседание, на одной из секций которого шла речь и об орловском кинотеатре — памятнике советского конструктивизма. Этот стиль сегодня привлекает внимание историков архитектуры не только в России, но и в Европе, и в США. Академики однозначно высказались за сохранение этого здания в Орле и опубликовали свое мнение на сайте РААСН (см. «Красная строка», № 20, 17.06.2011).

Теперь же в ответе на запрос орловской общественности, подписанном заместителем председателя академического совета по охране архитектурного наследия, директором одного из научно-исследовательских институтов, входящих в структуру РААСН, И. А. Бондаренко, были лишь уточнены некоторые позиции. В частности, из текста письма следует, что никакой областной научно-методический совет по объектам культурного наследия не правомерен давать заключения о ценности этих самых объектов, если среди его членов нет государственных экспертов, прошедших специальную аттестацию в Министерстве культуры. А таковых аттестованных специалистов в Орле вообще нет. По крайней мере, их не было на тот момент, когда губернатор А. П. Козлов и его ближайшие помощники, ссылаясь на местных экспертов, во всеуслышание заявляли, что у «Родины» якобы ценен лишь только передний фасад. «По авторитетному мнению разработчиков генерального плана г. Орла из ЦНИИП градостроительства РААСН, центральная часть города, где в частности расположен кинотеатр «Родина», не должна перегружаться новыми функциями», — говорится также в письме И. А. Бондаренко.

Тот факт, что власти все-таки упрямо «гнут свою линию» и уже назначили общественные слушания, как минимум удивляет, как максимум — настораживает. Несколько горожан подписали и отправили в областную прокуратуру и Следственное управление Следственного комитета РФ по Орловской области заявление «о готовящемся преступлении с попыткой вовлечения неопределенного круга лиц в качестве соучастников». В тексте заявления перечислены все юридические нормы, которые позволяют считать «навязываемый городу правительством области во главе с губернатором А. П. Козловым» проект противозаконным.

«Предполагаемый проект торгово-развлекательного комплекса категорически не соответствует всем правовым нормам, — говорится в заключительной части заявления. — Ни один из генеральных планов Орла за всю историю его существования не предполагал застройки Воздвиженской (Промышленной, Поликарпова) площади, начиная с Регулярного плана 1779 г., конфирмованного Екатериной II, «высочайше повелевшей» эту площадь «впредь никогда не застраивать». «На общественные слушания выносится заведомо противозаконный проект, противоречащий Генплану, не прошедший государственной экспертизы и никаких согласований. Осуществление его автоматически явится самовольным рейдерским захватом земли историко-культурного и рекреационного назначения в заповедной зоне исторического центра г. Орла, уничтожением памятника истории и культуры — здания кинотеатра «Родина», — говорится далее в документе. — Это влечет уголовную ответственность. Считаем, что выносить на публичные слушания проект, содержащий в себе состав уголовного преступления, означает втягивать граждан г. Орла в соучастие в этом преступлении. Возникает вопрос: насколько люди, несущие полномочия представителей государственной власти, могут далеко зайти в стремлении осуществить противозаконное, уголовно наказуемое намерение и насколько правоохранительная система способна это допускать, не оказывая им в этом противодействия?»

И это действительно очень важный вопрос: как далеко может зайти власть? Как показывает опыт прошлых лет, в Орле — очень далеко! Но уничтожение кинотеатра «Родина» может оказаться кульминационным моментом в истории разрушений исторического Орла. На эту проблему обратил внимание даже всероссийский журнал «Архитектура и строительство России». В августовском номере журнала была опубликована статья Ю. П. Волчка «Кинотеатр «Родина» в городе Орле. Пять доводов в пользу его сохранения». В ней, в частности, говорится: «Кинотеатр «Родина» (архитектор В. П. Калмыков, 1937 год) оказался в эпицентре событий — конфликта между общественностью города и областными властями… Недовольство городской общественности перспективой сноса кинотеатра и строительства на его месте и на рядом расположенной территории торгово-развлекательного комплекса стало знаковым событием во всероссийском масштабе, так как оказалось одним из наиболее ярких следствий современного прочтения и реализации Градостроительного кодекса, по которому экономическое значение имеет территория, а не городское пространство, обладающее потенциалом историко-культурного наследия. Отсюда прозаичность предлагаемой замены «наземного памятника археологии» на ставший в наши дни практически повсеместно обыденным, «рядовым» торгово-развлекательный комплекс. Такая замена с очевидностью предъявляет нелюбовь (равнодушие) к месту (в городе) и неуважение к наследию, сформировавшему «культурный слой», накопленный веками и десятилетиями городской жизни».

И далее этот ведущий в своей области журнал очень точно формулирует то, в чем, в общем, и состоит главная ценность «Родины» и того места, где она расположена: «Культуролог профессор Г. С. Кнабе писал об Арбате 1920—30-х годов как о центре московской цивилизации. По мнению исследователя, именно Арбат сформировал наиболее емко московский тип горожанина. Городское пространство Орла, в которое в 30-е годы прошлого века «вошел» кинотеатр «Родина», имеет все основания быть (в прошлом) и стать (в будущем) в полной мере центром орловской цивилизации. Именно здесь, вблизи Крестовоздвиженской церкви, исторически формировался тип и образ жизни горожанина, выросшего на орловской земле».

И это отнюдь не фигура речи, не красивая метафора. Все сказанное в полной мере соответствует исторической памяти коренных орловцев. Именно поэтому строительство «Макдональдса» в таком месте воспринимается не иначе, как вызов со стороны «новорусской» власти, которая, как бы она ни рядилась в национальные, а то и православные одежды, все равно не может скрыть своей приверженности иной цивилизации. Ее символы известны. Это башни «деловых центров», «Макдональдс», фондовые биржи и ссудный процент. Это цивилизация, где царствует дух торгашества и наживы.

Как сказал поэт: «Не мог щадить он нашей славы…» И это в полной мере относится к тем, кто сегодня самоуверенно требует возвести на бывшей Воздвиженской площади «Макдональдс» в стенах торгово-развлекательного комплекса. Этим людям не дорого наше прошлое. В нем у них нет никаких интересов и ни малейших светлых воспоминаний — только мелочные обиды, а то и ненависть. И они готовы закатать это прошлое в асфальт и бетон, чтобы начать историю сначала, для себя.

Примечательно, что автор статьи о «Родине» в журнале «Архитектура и строительство России» — это тот самый Ю. П. Волчок, которого администрация А. П. Козлова специально приглашала из Москвы, чтобы он авторитетно приговорил «Родину» к сносу. Не вышло. Зато вышла статья в авторитетном журнале, в которой Ю. П. Волчок предлагает свою концепцию реконструкции исторического места в Орле. Это концепция общественного центра — пространства для общения горожан, в котором кинотеатр «Родина» мог бы играть не последнюю роль именно как объект культуры, как киноконцертный зал.

Говорить о развитии этого места в городе можно только так — в связи с кинотеатром «Родина» и вместе с ним. Воздвиженская площадь или площадь Поликарпова — называйте, как хотите — должна остаться землей общего пользования, рекреационной и исторической зоной. И только приняв эту идею за основу, можно обсуждать возможность каких-то дополнительных объектов в этой части города. Варианты есть. И самый простой из них — это реконструкция существующего сквера по типу московского сада «Эрмитаж» и возрождение «Родины» как ретро-кинотеатра со всеми атрибутами прошлого: эстрадными концертами перед сеансом, мороженым по рецептам 40—50-х годов в буфете и показом шедевров советского кинематографа. К 450-летию Орла — почему бы нет? Ведь советский период и советский кинотеатр как центр культурной жизни города — это тоже часть истории Орла! Причем очень яркая, самобытная часть. К тому же «Родина» — это первый полноценный кинотеатр в нашем городе, который начал работать еще до войны. Впрочем, возможны и другие варианты. Неприемлемо лишь изменение среды в этой части города: среда культурного общения не должна стать торговой средой. Вот это принципиальный момент.

Остается надеяться, что призыв орловской общественности будет услышан и в прокуратуре области, и в следственном управлении, а правоохранительные органы дадут правильную правовую оценку намерениям властей.
События явно ускоряются. Дело близится к развязке. Скоро все будет окончательно ясно.

Андрей Грядунов.

самые читаемые за месяц