«Пряник» для реформы ЖКХ
Не секрет, что многим сегодняшним собственникам жилья достались во владение дырявые трубы, ветхие стены и залатанные еще в прошлом веке крыши. По статистике, больше половины жилого фонда в стране требует капитального ремонта или вовсе сноса, а значит, и переселения его обитателей. Привести в порядок подобное наследство мало кому было под силу. Тем более что в таком жилье проживают в основном малообеспеченные граждане. Однако повсеместно провозглашалось, что собственники, приватизировавшие квартиры, должны сами заботиться не только о текущем состоянии своих апартаментов, но и о капитальном ремонте.
Идея, прозвучавшая в последнем Послании Президента РФ Федеральному Собранию, о создании фонда содействия реформированию ЖКХ вселила надежду, что люди не оставлены один на один с неподъемной проблемой. Государство выделяет на переселение людей из аварийного жилья и на капитальный ремонт тех домов, которые еще можно отремонтировать, 250 миллиардов рублей.
Соответствующий законопроект прошел третье чтение в Госдуме РФ. Правда, депутаты до своих каникул так и не успели проголосовать за него в окончательном варианте, но нет сомнений, что документ будет принят. Потому о нем уже говорят как о вопросе решенном. Программа рассчитана до первого января 2012 года. Но уже этой осенью первые транши должны поступить в регионы. Прокомментировать это событие мы попросили начальника управления по развитию городского хозяйства г. Орла В. А. МОЖИНА.
— Владимир Алексеевич, что нужно городу предпринять, чтобы получить свою долю из Фонда содействия реформе ЖКХ?
— В законопроекте прописан ряд важных условий. Так, например, деньги получат только организованные собственники. Уже сейчас доля частных структур в управлении домами должна быть не менее 15 процентов. И с каждым годом эта цифра должна возрастать, чтобы к 2010 году достичь 80 процентов. При этом почти треть частных структур управления домами должна быть представлена в форме товариществ собственников жилья (ТСЖ).
Правда, чем вызвана необходимость в подобном регулировании, не объясняется. Пока не понятно также, как будут финансироваться дома, в которых избран предусмотренный Жилищным кодексом непосредственный способ управления.
Особо в законопроекте выделен ставший уже традиционным в таких случаях принцип обязательного софинансирования. То есть к той сумме, которую государство выделяет на мероприятия по капитальному ремонту, обязаны добавить примерно столько же (45%) субъекты федерации и местные власти вместе взятые. И при этом — не менее пяти процентов стоимости ремонта должна составить лепта самих собственников квартир.
Но есть еще одно принципиальное условие: собственники жилья не могут принять участие в софинансировании капремонта лично. Они должны это сделать только через юридическое лицо — либо ТСЖ, либо управляющую домом компанию. Иных вариантов не дано.
— А здесь какая цель преследуется?
— Подразумевается, что таким образом фонд подтолкнет многолетнюю реформу жилищно-коммунального хозяйства. Прежние уговоры власти, чтобы жильцы создавали в многоквартирных домах ТСЖ, были малоэффективны. Теперь же, когда деньги будут даваться конкретным домам и управляющим организациям, появится стимул для прихода частного капитала в этот сектор экономики.
Созданием фонда запускается и рыночный механизм, с помощью которого можно привить нашим гражданам чувство собственности и ответственности за нее. Когда капитальный ремонт полностью проводится за счет бюджета, в дальнейшем у собственников квартир не возникает стимула содержать дом в надлежащем порядке. Рассчитывать на то, что лифт не сломают и стены не распишут на следующий же день после ухода строителей, можно только в том случае, если будет вложена и часть своих, «кровных» средств.
Что ещё? Деньги из фонда планируется выделять разово для проведения капитального ремонта в одном доме. В дальнейшем собственник сам должен следить за принадлежащим ему имуществом.
Проектом закона предусмотрены некоторые ограничения по направлению средств. Ремонтироваться будут только многоквартирные дома, и выполняться будут определенные виды работ. Цель — не сделать дом новым, а привести в порядок инженерную инфраструктуру, если требуется — отремонтировать лифт, кровлю и фасад. Ремонт подъездов и т. п. не предусматривается.
— На днях мэр города Орла на своей пресс-конференции уже назвал сумму, выделяемую нам из федерального бюджета на текущий год — 39,2 млн. рублей. Как она будет использована?
— Эта предполагаемая сумма уже распределена следующим образом: 60 процентов — на капитальный ремонт и 40 — на переселение из ветхого жилья. Такая пропорция оговорена в законопроекте.
Но поскольку финансирование будет продолжаться в общей сложности почти пять лет, то администрация города работает над тем, чтобы создать адресные программы, которые бы охватили как можно больше жилья, нуждающегося в восстановлении или сносе. Для этого нужны проекты и земельные отводы. Никто не даст денег, пока не покажешь, куда будешь переселять и что будешь строить. У нас уже обследован практически весь жилищный фонд города. По результатам этой работы в программу переселения будет включено около 630 домов, или 153 тысячи квадратных метров. Здесь проживает 11 тысяч человек. Так вот, чтобы решить проблему их переселения, необходим объем жилья, равный полуторагодовой программе нынешнего жилищного строительства в городе. А в денежном выражении цена вопроса — порядка двух миллиардов рублей. Между тем на первые федеральные средства мы сможем построить примерно 12 новых квартир.
Напомню: в Орле уже действует собственная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья на 2002—2010 годы». В прошлом году из трущоб в современные квартиры въехали 23 семьи новоселов. И в нынешнем за счет городского бюджета идет строительство жилья взамен аварийного.
Но в следующем году вливания из местного бюджета должны подняться на совершенно новый уровень, чтобы мы имели возможность претендовать на федеральную составляющую. Рассчитываем, что часть денег придет и из областного бюджета. Еще часть может быть получена за счет реализации земельных участков, на которых сейчас стоят аварийные дома.
Уже есть конкретные адреса, куда будут направляться средства фонда. В первую очередь — это центр города, где смыкаются три административных района — Советский, Заводской, Железнодорожный. Здесь есть муниципальный фонд, который изношен более чем на 70 процентов.
У нас есть все исходные данные и для формирования программы капремонта. К сожалению, пока не разработаны нормативные документы, как оформлять заявки, какие данные представлять. Но в черновом варианте паспорта по каждому дому готовы. В них изложено состояние строения, коммуникаций, прилегающей территории, указано, какие работы предстоит выполнить и сколько потребуется средств. Как показывают расчеты, больше всего понадобится денег на замену лифтов — 500 млн. рублей. Всего же программа капремонта может потянуть на два с половиной миллиарда рублей.
Но еще предстоит громадная техническая работа. Чтобы справиться с ней, думаю, следовало бы создать, пусть и небольшую, специальную структуру. Нельзя столь важное дело оставлять под присмотром, как говорится, семи нянек.
— Не окажется ли так, что деньги поступят в областную казну, а оттуда Орлу перепадут только крохи?
— Финансирование объявлено целевым. Поэтому на что-то другое выделенные деньги использовать нельзя. При этом в законопроекте прописано, что финансируются те муниципалитеты, на территории которых проживает не менее 20 процентов от численности населения региона. Этому показателю в нашей области соответствует только Орел.
Укладываемся мы в рамки и других требований законопроекта: по количеству коммерческих структур в ЖКХ, пропорциям софинансирования и новых способов управления домами. Однако, чтобы и в следующем году держаться в русле, необходимо активнее реорганизовать наши муниципальные предприятия, создавать ТСЖ и управляющие компании. И это зависит далеко не только от чиновников горадминистрации, но и от всего населения города, от областной власти. Ведь законопроектом предполагается минимальный транш в 500 миллионов рублей, а максимальный — в 8 миллиардов. Нам бы желательно выбиться в середняки, а для этого необходимо дружно участвовать в софинансировании, тогда мы решим основные проблемы ветхого жилья.
— Но там, глядишь, подойдет срок ремонта уже других домов…
— Авторы законопроекта и сами подчеркивают: никто не объявлял, что через 4,5 года не будет аварийного и ветхого жилья. Выделяемой государством суммы, пусть и огромной, будет недостаточно, чтобы решить проблему в целом. К тому же не секрет, что реальное состояние дел с жильем еще хуже, чем обычно свидетельствуют цифры статистики. Но сейчас создается система, которая будет эту проблему решать. И чтобы программа начала работать, выполняются обязательства субъекта, муниципалитетов за счет средств федерального бюджета.
Если предложенный механизм заработает успешно, то к началу 2012 года проблема ветхого жилья и капремонта потеряет нынешнюю остроту. Хотя сама по себе она действительно бесконечна: потом встанет вопрос «хрущевок», панельных домов…
Борис МУТАФ.