С. А. Ступин: «Проблемы — это не повод для уныния, а основание лучше работать»
Мэр г. Орла — председатель Орловского городского Совета народных депутатов отвечает на вопросы аналитического еженедельника «Красная строка».
— Сергей Афанасьевич, вчера на заседании Орловского горсовета вы представили свой отчет о результатах деятельности в 2012 году — по существу, впервые в качестве мэра, поскольку в прошлый раз вам пришлось говорить о работе предшественников. Как вы оцениваете прошедший год в целом?
— Повторю свои оценки, высказанные в отчете: прошедший год для всех нас был непростым, поскольку именно на этот период пришлось становление и опробование на деле новой схемы организации органов местного самоуправления в Орле.
Напомню, что в ситуации острого кризиса 25 января 2012 года на 13-ом заседании Орловского городского Совета депутаты большинством голосов приняли решение об удалении в отставку главы муниципального образования «Город Орел» В. В. Сафьянова и о досрочном прекращении его полномочий. С этого дня вступила в законную силу новая редакция Устава города, принятая решением Орловского городского Совета народных депутатов 11 ноября 2010 года и предусматривающая избрание мэра из числа депутатов городского Совета.
31 января на внеочередном 14-ом заседании горсовета мэром города Орла — председателем Орловского городского Совета народных депутатов, то есть высшим должностным лицом города, был избран ваш покорный слуга, а 27 февраля по итогам конкурса главой администрации города был назначен М. Ю. Берников.
Была разработана и утверждена новая структура администрации, сформировано ее руководство. Таким образом, органы местного самоуправления с февраля 2012 года начали работать в новых и жестких условиях, когда времени на раскачку просто не было, а принимать решения и действовать приходилось без промедления.
Оценивая деятельность исполнительного органа за прошедший год, думаю, что при всех трудностях, недостатках, ошибках и отсутствии системности в работе, в целом администрация города и ее глава всё же удержали под своим управлением процессы текущей жизнедеятельности нашего муниципального образования. В свою очередь, городской Совет и лично мэр контролировали всю эту работу, а порой, когда требовала конкретная ситуация, приходилось включать и режим непосредственного «ручного» управления — со своей стороны.
— Главная задача любой власти — найти деньги и правильно их использовать в интересах города…
— Это верно. Но здесь не всё так просто. Несмотря на то, что за 2012 год по сравнению с 2011-м доходная часть городского бюджета увеличилась почти на 14%, в целом утвержденные плановые показатели выполнены лишь на 92,7%, а расходы составили только 89,9% к плану. При этом над нами «висит» нарастающий муниципальный внутренний долг, который достиг уже почти 511 млн. рублей.
В этой связи хочу напомнить, в каких непростых переговорах решался минувшей осенью вопрос об очередном крупном кредите — на переселение горожан из ветхого и аварийного жилья, на чем настаивали областные власти и администрация города. Это была как раз одна из тех ситуаций, когда только наша твердая и ответственная позиция позволила прийти к взвешенному и компромиссному решению, а кредитная нагрузка была справедливо распределена между областным и городским бюджетами.
Мы, конечно, постоянно следили за тем, чтобы дополнительные доходы направлялись на решение наиболее важных городских проблем, и одновременно добивались увеличения поступлений. Но доходы ведь напрямую зависят от того, насколько эффективно используется муниципальное имущество. А здесь-то как раз есть серьезные вопросы к УМИЗ администрации города Орла. Наш бюджет по-прежнему несет потери в виде задолженности по арендным платежам, по отчислениям части прибыли муниципальными предприятиями, которые только за 9 месяцев 2012 года составили около 79,2 млн. рублей.
Или вот другой пример, который я привел на заседании горсовета. Муниципальные предприятия, дублируя функции УМИЗ, сами сдают неиспользуемые площади в аренду. В результате, например, по итогам проверки Контрольно-счетной палатой города только одного МУП «УЭНП», упущенные дополнительные доходы городского бюджета от аренды за 2011 год и 1-е полугодие 2012 года составили более 26,0 млн. рублей. Вообще деятельность этого МУП — тема отдельного и серьезного разговора…
Но при всём том надо подчеркнуть, что одним из наиболее важных итогов работы городского Совета в 2012 году стало принятие бюджета города Орла на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
— Бюджетная политика самым тесным образом взаимосвязана с социально-экономическим развитием города. Давайте поговорим о проблемах в этой сфере, тем более, что, если говорить откровенно, у орловчан накопилось множество претензий к городским властям.
— Будем при этом объективны: предварительные итоги года показывают, что экономика города в целом имеет положительную динамику развития. Но муниципальный сектор экономики действительно по-прежнему вызывает обеспокоенность: не уменьшается количество убыточных предприятий, ухудшается ситуация в транспортной отрасли, в том числе — из-за явных ошибок в кадровой работе администрации города в отношении МУ ПАТП-1. В этом муниципальном автотранспортном предприятии, что называется, на пустом месте создан «долгоиграющий» конфликт.
Не лучше обстоят дела и в отрасли ЖКХ: увеличиваются долги «Орёлгортеплоэнерго», «Спецавтобазы по санитарной очистке г. Орла». И это при том, что работа администрации города по руководству муниципальным сектором экономики за 2011 год и так уже признавалась городским Советом неудовлетворительной…
Можно отметить положительные сдвиги в развитии и поддержке предпринимательства. Однако же и здесь, как все мы знаем, администрация города в целом ряде случаев с опозданием реагирует на возникающие проблемные ситуации, не срабатывает на их предупреждение. Вспомните хотя бы конфликт вокруг Дома быта и возмущение части предпринимателей. Убеждён, что при грамотном подходе всего этого можно было избежать.
Отдельный блок муниципальных проблем и забот — это, конечно, реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Многочисленные обращения граждан, общественных организаций в Орловский городской Совет, в адрес мэра, публикации в местных средствах массовой информации наглядно подтверждают: реформирование ЖКХ в нашем городе ведётся недостаточно организованно и продуманно, без должного учёта интересов и прав населения, без необходимой заинтересованности и настойчивости.
У жителей возникает масса вопросов в отношениях с управляющими компаниями, и люди зачастую не находят со стороны власти действенной поддержки и помощи. Администрация города так и не разрешила по существу проблему так называемых «брошенных» домов. Особо не озабочена она и решением проблем, связанных с установкой приборов учёта энергоресурсов. До сих пор не наведен порядок в отношении платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды (ранее — ЭМОП). А ведь перед людьми уже практически «маячит» перспектива платить за «общедомовые» воду и тепловую энергию… И это именно те заботы, которые вызывают основную социальную напряженность среди горожан.
Не менее важные и острые проблемы существуют в жизнеобеспечении города. Начиная с прошлого апреля, мэр и городской Совет практически ежемесячно занимались вопросами, связанными с подготовкой и прохождением отопительного периода 2012–2013 годов, урегулированием взаимоотношений между «Орёлгортеплоэнерго», «Орёлтеплогазом» и «Орловской теплосетевой компанией». Надо прямо сказать: этот до конца так не разрешенный конфликт стал миной замедленного действия, подложенной под муниципальное образование «Город Орел» и обе ветви городской власти. Зима придет вновь, а принципиального выхода из сложившейся ситуации так и не видно.
Не видят люди никаких улучшений в организации сбора, вывоза, утилизации и переработке отходов, уборке и содержании города. Тут просто завал. Обращения граждан, органов общественного самоуправления, информация районных депутатских групп, публикации в местных средствах массовой информации подтверждают это. Состояние контейнерных площадок, критическая ситуация с уборкой улиц, проездов к домам минувшей зимой и т. д. — и неспособность администрации города вовремя реагировать на это — уже никого не оставляют равнодушным. Видимо, придется привлекать к ответственности должностные лица, за которыми закреплен этот участок работы.
Все эти и многие другие примеры, к сожалению, дают основания еще и еще раз говорить о том, что в работе администрации города в 2012 году не было должной ответственности и системности. А значит, она требует дальнейшего пристального внимания со стороны городского Совета и мэра. И поверьте, мы будем наводить здесь порядок самым радикальным образом, вплоть до кадровых решений.
— Вы уже вскользь коснулись работы городского транспорта. А ведь она тоже вызывает массу нареканий у горожан…
— Это тоже верно, поэтому городской Совет не раз ставил вопрос о неудовлетворительном транспортном обслуживании населения на регулярных маршрутах муниципальной сети. Существующая сегодня в нашем городе система управления транспортом имеет серьезные недостатки: отсутствует Единый оператор, не внедрена система ГЛОНАСС, не наведен порядок в работе частного транспорта, по-прежнему на дорогах города работают нелегальные маршрутные такси. Не разработана методика расчетов с муниципальными транспортными предприятиями по возмещению из бюджета города выпадающих доходов, связанных с льготным проездом студентов, школьников и пенсионеров.
В результате в муниципальных транспортных предприятиях сложилось тяжелое финансовое положение, которое не улучшилось даже после повышения тарифов на проезд. В связи с этим мы жестко поставили перед администрацией города задачу — разработать срочные меры, которые позволили бы вывести МУПы из создавшейся финансово-экономической ситуации.
— Ну а в целом, по вашему мнению, удастся ли когда-нибудь переломить ситуацию в Орле к лучшему? Есть надежда?
— Знаете, отчитываясь по итогам 2011 года, мы констатировали, что отчетливо видим круг проблем, стоящих перед органами местного самоуправления, на ближайшую и отдаленную перспективу. Мы понимали, что от нашего конструктивного взаимодействия, ответственности различных политических сил перед жителями Орла будет зависеть решение одной из первостепенных задач — вернуть доверие горожан к представительной и исполнительной власти нашего общего города.
И вот сегодня, подводя итоги уже 2012 года, надо прямо признать, что это доверие к себе власть города пока еще не сумела в полной мере восстановить. К сожалению, нам не удалось принципиально изменить общественно-политическую атмосферу в областном центре, полностью перейти от противоборства и конфликтов к конструктивному взаимодействию. Слишком велик груз прежних лет, когда в Орле наломали столько дров, что эти завалы еще предстоит разгребать и разгребать.
Однако думаю, что это не повод для уныния, а, напротив, основание больше и лучше работать, искать пути решения проблем — за нас этого никто не сделает. Тем более, что впереди у нас такие важные события, как 70-летие освобождения города от немецко-фашистских захватчиков и 450-летие со дня его основания, и встретить их надо достойно. Это дело чести для всех орловчан.
«Красная строка».