Красная строка № 15 (281) от 23 мая 2014 года

Униженные и оскорблённые

«Сквозь снег» (2013, Южная Корея, США, Франция, Чехия, режиссёр — Пон Чжун Хо, в ролях — Крис Эванс, Сон Кан Хо, Тильда Суинтон, Джейми Белл, Октавия Спенсер, Ко А Сон, Эд Харрис, Джон Херт).

1 июля 2014 года мировая общественность в надежде спастись от глобального потепления опрометчиво решает распылить над планетой охлаждающее вещество CW7. В результате мир полностью замерзает. Снежные чертоги и высокоградусный мороз порождают хаос и смерть. Немногие выжившие находят убежище в «железном ковчеге» — поезде, мчащемся сквозь лёд и снег по кольцевой дороге маршрутом вокруг Земли. В этом бесконечном движении проходят 17 лет. Поезд мчится. В первом вагоне заседает и рулит процессом главный проектировщик поезда и вечного двигателя «божественный Уилфорд» (Эд Харрис). В последнем содержится всякий сброд, жалкие потуги на счастье которого сдерживают военные. Этакое гетто для неимущих. Кормят народ спрессованным в мерзкое желе протеином, содержат на нарах и периодически в неизвестном направлении забирают детей. Но и в хвостовом отсеке находятся свои лидеры — суровый сдержанный Кёртис (Крис Эванс) провозглашен негласным вождем униженных и оскорблённых. Под руководством старика-мудреца Гиллиама (Джон Херт) он готовит очередное восстание — предыдущие попытки переворота были жестоко подавлены.

Но поезд мчится. Повстанцам удаётся справиться с охраной, пробиться в другой сектор и захватить очкастую «домомучительницу» (Тильда Суинтон). Также они освобождают из тюремной камеры проектировщика системы безопасности Нома (Сон Кан Хо) и его юную дочь (Ко А Сон) — отъявленных наркоманов, но жизненно необходимых для продвижения внутрь состава. Продвигаясь по поезду, революционеры с удивлением обнаруживают представителей «золотого миллиарда» пользующимися оставшимися благами цивилизации — у правящего класса есть всё, словно они пожизненно путешествуют в комфортабельном Восточном экспрессе. Но главная цель впереди — вагон, где, как в сейфе, заключил себя недосягаемый Уилфорд. По ходу борьбы жертвы множатся, градус насилия возрастает, элита не собирается сдавать свои позиции. Но бунтари намерены идти до конца — терять им уже нечего. Кёртис и не подозревает, что в конце пути его ждёт страшное прозрение о сущности человечества и точный, как выстрел снайпера, укол истины.

Мир, стиснутый до узкого, как вагон, клаустрофобического пространства, воссоздан с азиатской безжалостностью одним из главных корейских — и вообще мировых — режиссёров Пон Чжуном Хо, еще восемь лет назад он поразил публику ММКФ поразительнейшим социально-политическим высказыванием в мейнстримовой обработке — картиной «Вторжение динозавра», известной еще под названиями «Хозяин» и «Чудовище». Потом поклонники узнали, что в архиве мастера есть еще восхитительное «Воспоминание об убийстве» — жёсткий психологический триллер о серийных убийствах, основанный на реальных событиях, и возвели его на пантеон. И вот, первая работа за границей. Известный своим воистину глобальным мышлением режиссёр воплотил свой первый англоязычный проект со смелостью, граничащей с безрассудством. Получилось не просто мощно. Это грандиозно.

Начнём с того, что постапокалиптическая тема давно уже проездила по мозгам почитателей голливудской кинопродукции, породила десятки миров, где главной мыслью всегда выступал лейтмотив потери ориентации, низведения человечества в первобытный строй — дремучее средневековье порабощало собой как либеральные ценности общества, так и радикальные. Мир, как мы его знали, подходил к концу. В людях проявлялись исключительно животные инстинкты, не об этом ли ещё давно писал Джек Лондон в своем ключевом рассказе «Любовь к жизни»? Но Джек Лондон жил в Америке великих возможностей, был большим белым человеком — ископаемым в мире нарастающего потребительства, сметающего на своём пути тонко чув­ствующих героев Лондона, Фицджеральда и Стейнбека. Сегодня же мы имеем мир, где цивилизация на деле не больше, чем миф. Человек — забавная и веселая скотина — по определению Аверченко — становится скотиной отнюдь не забавной. Это носится в воздухе с воистину библейской откровенностью, ощутимо набирает обороты надчеловеческий масштаб сего действия. Почему именно корейский режиссёр смог высказаться об этом просто и ясно, знает только ветер и Бог. Шаг от ещё только вчера ощутимого «Я» двадцать первого века до пропасти, низвергающей в средневековье, только один. И он уже пройден.

«Сквозь снег» так и не был куплен в российский прокат. Желающие смогут ознакомиться с ним на торрентах. Ибо сложно назвать еще один недавний художественный фильм, настолько попадающий в резонанс с сегодняшней реальностью. И какие бы ни делал выводы в финале талантливый кореец, мы пока разделяем судьбу его героев — мчимся в замкнутом обречённом поезде сквозь вечную мерзлоту. И нет ни конца, ни края этой войне.

Анастасия Белокурова.
«Завтра», № 20, май 2014 г.