В борьбе со СПИДом побеждает пока только физиология

Где грань между борьбой со СПИДом и развращающим «секспросветом»? Судя по этому буклету (см. фото), она весьма условна.

И оттого становится не по себе: если уж и государственные учреждения, такие как Орловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом», из благих побуждений начнут подыгрывать и без того распущенным нравам, то что ждет нас в будущем?

Вот такие веселенькие глянцевые складни появились в Орле в конце прошлого года и в ходу до сих пор. В центре по борьбе со СПИДом нас заверили, что буклет предназначен не для школ, а только для средних специальных (ссузов) и высших учебных заведений (вузов). Но судя даже по лицам на картинке, это послание адресовано в первую очередь нашим едва перешагнувшим 16-летие детям. Кто учится в ссузах? Да те же старшеклассники, 15—17-летние мальчишки и девчонки! Более того, буклет адресован именно девушкам, кому испокон веков в нашей культуре отводилась роль хранительницы прежде всего чистоты отношений, на которых в конце концов основывается все: семья, мужское самосознание, воспитание детей, а в конечном итоге — нравственное состояние народа.

Но на глянцевых страничках речь не об этом. «Запомни простую вещь — у тебя есть право предложить и даже настоять» — гласит буклет. И далее как ниспровержение всех «устаревших» истин: «Твоя скромность и твоя робость абсолютно неуместны. Хочешь проверить? Предложи ему использовать презерватив». А потом удар за ударом по девичьему целомудрию: «Прекрати стесняться и комплексовать… Ты наслаждаешься своей молодостью, и это естественно…. Презервативы — удивительная возможность для соблазнения…» Так что это? Профилактика опасного заболевания или бесцеремонное взламывание традиционных генно-нравственных кодов? Борьба со злом или утверждение его под благовидным прикрытием — призывом «сохранить свое здоровье и позаботиться о своем будущем»?

Как ни удивительно, но руководитель отдела профилактики областного центра по борьбе со СПИДом Елена Анатольевна Королева и не пыталась оспаривать мое недоумение. По ее словам, скандальный буклет — лишь еще одна, в чем-то даже отчаянная попытка добиться заинтересованного контакта с достаточно искушенной, развращенной интернетом и телевидением молодежью. Эксперимент, причем позаимствованный у других, даже не российских, спидоборцев. Из разговора с Е. А. Королевой я понял: те, кто по долгу службы сегодня должен противостоять распространению СПИДа, уже не надеются уберечь молодежь от разврата. Они ставят перед собой задачу хотя бы научить юных развратников технике безопасности. «О целомудрии нужно говорить с детьми начиная с детсадовского возраста. А когда уже «все случилось», нужно говорить о презервативах», — уверена Елена Анатольевна.

Нарисованная ею картина нравов, царящих среди орловской учащейся молодежи, действительно шокирует: в свои 16 лет они, наши дети, уже знают и испробовали все. В учебных заведениях Орловской области выявлено уже более ста ВИЧ-инфицированных.

Руководители средних специальных учебных заведений, по словам Королевой, всякий раз просят ее вести профилактические беседы с учащимися как можно жестче, акцентируя внимание больше на угрозах разврата, чем на мерах безопасности. Но профилактика СПИДа в России и за рубежом в основе своей идеологии имеет тезис о несокрушимости физиологии человека, которую не заглушат, не сдержат никакие страхи. Физиология с подачи спидоборцев выглядит эдакой непобедимой силой, чуть ли не всемогущим божеством из древних языческих мифов, божеством, которое нужно только задабривать, ублажая его. (Не зря, видимо, современное общество называют неоязыческим).

Директор федерального Центра по профилактике и борьбе со СПИДом академик Российской академии медицинских наук В. Покровский даже пытается противопоставить свою работу Божьим заповедям. В одном из своих интервью он сказал: «Вместо того чтобы обучать людей методам защиты от ВИЧ, им пытаются внушить библейскую заповедь: не прелюбодействуй, и тогда все будет в порядке. К сожалению, даже при соблюдении всех этих условий риск заразиться сохраняется. Скажем, замечательная семья, любовь и доверие, но у жены бывший муж — наркоман. Эта «мелочь» забылась, а ВИЧ затаился. И вот в семью, где никто никому не изменяет, тихо вползает коварный вирус». Но в этой же цитате сама собой вскрывается и «системная ошибка» спидоборцев: ведь если мы говорим о соблюдении библейских заповедей, то где же тут место бывшему мужу-наркоману? Где при соблюдении заповедей остается место разводам, «гражданским бракам» или «утешениям одиноких женщин», которые довольствуются случайными связями, чтобы родить себе ребенка? Или мы верим в Бога и соблюдаем заповеди Его, или мы оказываемся в рабстве у физиологии.

В том-то все и дело, что, начиная разговоры о нравственности, о целомудрии, мы всякий раз словно боимся идти до конца — до Библии, до Христа, до отказа от привычных «норм» современной жизни. Ну кто сегодня осмелится осуждать развод? Или внебрачное сожительство молодых людей? И тем более рождение внебрачного ребенка «у одинокой, брошенной, несчастной женщины»? А между тем если заглянуть в Библию как в источник вечных непреложных истин, то можно и ужаснуться от того, насколько там все не так, как нынче «принято». Вот, например, евангельское: «Кто разводится с женою своею, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Или другое, из ветхозаветной книги Иисуса Сираха: «Блаженна неплодная, неосквернившаяся, которая не познала беззаконного ложа».

Так что если начать разматывать клубок современных представлений о взаимоотношениях полов в поисках основ «безопасного секса», мы неизбежно придем к целомудрию, воздержанию, верности, святости и неповторимости брака. И сами собой разрушатся мифы о неизбежности распространения ВИЧ-эпидемии. И если ВИЧ, как утверждает официальная статистика, действительно уже «вышел из среды групп риска в широкие благополучные слои населения» и при этом «половой путь передачи стал лидирующим», то это лишнее доказательство того, что угождение владычице-физиологии погубит нас и что только возвращение к дедовским, а может быть, даже и домостроевским религиозным традициям убережет нас от гибели. Кстати, мусульманский мир — убедительное тому доказательство. Ведь СПИД — проблема в буквальном смысле слова «расхристанных» сообществ, стран и народов, отказавшихся от Христа и своих религиозно-бытовых традиций, сдавшихся без боя физиологии.

Возвращаясь к вопросу о том, как же разговаривать «про это» с современной искушенной молодежью, приходится констатировать, что о началах-то всего с этой молодежью никто толком и не пытался говорить. Потому что тогда мы неизбежно придем к теме религиозного воспитания, к аскетике и даже к таким банальным проблемам, как организация досуга молодежи, развитие массового спорта, повышение качества образования и системы трудоустройства, без чего невозможно становление молодой семьи, а значит, и отказ от беспорядочного секса — этой губительной дани физиологии.

Молодежи нужны Вера, Надежда, Любовь, смысл и цель, что равнозначно самой возможности полноценной, обеспеченной (материально и морально) жизни. Пока же мы уступаем наших детей физиологии, потому что сами ее рабы. В том же центре по борьбе со СПИДом рассказывают (в качестве лишнего аргумента в пользу всесилия физиологии), что даже почтенные отцы семейств, деканы и чуть ли не ректоры кладут своим хорошо воспитанным дочерям презерватив в сумочку, когда они собираются на вечеринку с друзьями: а вдруг не устоит перед соблазном! Стоит ли удивляться, что в наших учебных заведениях появляются буклеты, в которых все прекрасные истины и вопросы веры, на которых воспитывалось не одно поколение русских людей, подменяются «креативным слоганом»: «Презерватив не барьер для ощущений, а отличное начало романтических отношений. Не веришь?»

Не верю!

С. Иевлев.