Красная строка № 9 (315) от 13 марта 2015 года

В зеркале времени

Об оппозиции

Согласно опросу Левада-Центра (проведен 20—23 февраля 2015 года, опрошено 1600 человек в 134 населенных пунктах 46 регионов страны, статистическая погрешность не превышает 3,4%), 58% опрошенных считают, что в России нужна оппозиция. Большая часть рассматривает ее как инструмент контроля власти (42%) и средство поддержания диалога власти и общества (27%). 15% симпатизируют лидерам «несистемной оппозиции».

Противники оппозиции объясняют свою точку зрения тем, что в нынешние трудные времена нельзя допускать в обществе распри (30%), а проблемы необходимо решать «твердой рукой» (23%), что подтверждает сохраняющиеся у части населения установки на патерналистскую модель взаимодействия с властью.

Наибольшую поддержку у россиян среди «оппозиционных лозунгов» вызывают принятие законов против незаконного обогащения чиновников (32%), проведение честных выборов (30%) и прекращение военных действий на востоке Украины (23%).

Экономический кризис и санкции

Согласно опросу ФОМ (проведен 15 февраля 2015 года, опрошено 1500 человек в 100 населенных пунктах 43 субъектов России, статистическая погрешность не превышает 3,6%), 71% россиян уверен, что в стране есть экономический кризис, хотя еще в январе этого мнения придерживались 62% опрошенных. 45% заметили рост цен и инфляцию, 14% — снижение уровня жизни людей, 12% — проблемы безработицы и сокращения на работе. Треть россиян сообщила, что в последние полгода — год их семейные доходы снизились, 15% — что кто-то из членов семьи потерял работу или стал меньше зарабатывать, 9% — сократили семейные расходы.

В целом на еду каждый третий россиянин тратит около трех четвертей семейного бюджета, у 42% эти траты составляют от четверти до половины дохода, у 12% — более трех четвертей.

Почти у трети россиян за последние два-три месяца изменилось питание: от некоторых продуктов пришлось отказаться, ограничиваться в питании, некоторые продукты искать по более низким ценам и т. д. (опрос ФОМ проведен 22 февраля 2015 года, опрошено 1500 человек в 100 населенных пунктах 43 субъектов России, статистическая погрешность не превышает 3,6%).

Кроме того, почти все россияне (94%) отметили рост цен в продуктовых магазинах, а 13% указывают на ухудшение качества продуктов питания.

Каждый второй россиянин (51%) слышал о тех или иных санкциях, введенных против нашей страны рядом государств (опрос ВЦИОМ проведен 14—15 февраля 2015 года, опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах России, статистическая погрешность не превышает 3,5%). Наиболее известной мерой является ограничение импорта/экспорта определенных товаров — о нем знают 46% тех, кто осведомлен о санкциях. Также многие вспомнили о запрете на въезд для некоторых чиновников, бизнесменов и других лиц (26%), санкциях экономического характера (21%) и т. д.

Посредством санкций западные страны хотели привести Россию к экономическому кризису — так сегодня считают 33% опрошенных, знающих о наложенных ограничениях (в августе 2014 года таковых не было вовсе). Каждый пятый называет главной их целью ослабление влияния российского государства на мировой арене (22%), попытку подчинить нас своей воле (20%).

За полгода в несколько раз возросла доля респондентов, отмечающих негативные последствия для страны применения санкционных мер, — с 15% до 57%. Тех, кто не видит никаких изменений, стало значительно меньше: с 62% до 19%.

Со времени первой волны антироссийских санкций их действие стало более ощутимым: так, если в августе 2014 года о том, что лично почувствовали влияние данных мер, говорили 5% россиян, знающих о них, то сегодня — уже 45%. Прежде всего, сетуют на повышение цен и ухудшение материального положения (85%). Не отмечают для себя или своих близких каких-либо последствий 50%.

Социальное самочувствие

По данным ВЦИОМ (опрос проведен 22—23 февраля 2015 года, опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах 46 регионов России, статистическая погрешность не превышает 3,5%), индекс удовлетворенности жизнью продолжает снижаться третий месяц подряд. В феврале он составил 59 п., уступив значениям последних двух лет (65 п. в феврале 2014 года и 62 п. в феврале 2013 года).

Материальное положение в последний месяц стало устраивать россиян заметно меньше — соответствующий показатель с января потерял 7 пунктов, остановившись на отметке 64 п., что также ниже прошлогодних результатов (73 п. в феврале 2014 года, 66 п. в феврале 2013 года).

Поведение индекса социального оптимизма в последние месяцы нестабильно — снижения сменяются подъемами. В феврале уровень социального оптимизма поднялся до 52 п., что, однако, заметно «не дотягивает» до значений аналогичных периодов последних лет.

При этом оценки общего вектора развития страны остаются высокими — показатель, отражающий восприятие россиянами того, как обстоят дела в целом, с декабря по февраль держится в узких пределах 69—71 п. В предыдущие десять лет уровень одобрения общего курса развития страны был существенно ниже.

Символика с изображением В. Путина

Согласно опросу Левада-Центра (проведен 20—23 февраля 2015 года, опрошено 1600 человек в 134 населенных пунктах 46 регионов страны, статистическая погрешность не превышает 3,4%), большая часть россиян не желает приобретать и носить вещи с изображением Владимира Путина, хотя каждый шестой респондент не отказался бы от майки с Путиным, каждый десятый — от шаржа или матрешки. При этом каждый третий опрошенный считает, что распространение многочисленных изображений президента в виде маек и пр. укрепляет его популярность (28%). Относительное же большинство уверено, что это не может ни укрепить, ни подорвать его авторитет (45%). При этом половина россиян уверена, что в стране либо уже наблюдается культ личности В. Путина, либо становится все больше предпосылок для этого. 40% опрошенных считают, что никакого культа нет, что является самым высоким показателем с 2006 года.

Кроме того, максимума за все годы замеров достигло и число тех, кто в качестве основной причины доверия В. Путину называет успешное и достойное решение проблем страны (38% в сентябре 2014 года против 14% в 2013 году). Доля тех, кто не видит ему альтернативы и «на кого другого они еще могли бы положиться», за этот же период сократилось в 2 раза — с 42% до 23%.

Н. В. Фокина, консультант ЦК КПРФ.