Красная строка № 27 (249) от 2 августа 2013 года

Временщики уедут, а нам здесь жить

Сколько верёвочке ни виться, а конец всё равно будет. Четыре с половиной года пролетело с того дня, когда в феврале 2009 года президент отправил Е. Строева в отставку и в область приехал только что назначенный и. о. губернатора А. Козлов. Надежды юношей питали… А оказалось — не просто ноль, но даже минус.

И вот теперь отставка уже самого Козлова приближается не по дням, а по часам. Как бы Александр Петрович ни ярился напоказ, как бы ни надувал щеки, всем ясно: максимум — дадут ему досидеть до февраля, а то и, очень вероятно, снимут после сентябрьских выборов. С каким же «наследством» оставляют Орловскую область этот губернатор и его команда? По «заслугам» ли их называют временщиками или напраслину люди возводят?
Об этом наша сегодняшняя беседа с депутатом Орловского областного Совета П. Меркуловым.

— По нашему мнению, Павел Александрович, А. Козлова и его компанию командированных надо было гнать из Орловской области давным-давно. Слухи о его скорой отставке, кстати, возникали за эти годы не раз. Но он исхитрялся усидеть.
Мы в «Красной строке» поняли, что это за человек и что собой представляет его ближайшее окружение, во время досрочных выборов мэра города Орла зимой 2010 года. Достаточно вспомнить пресловутые «письма счастья», которые, чтобы замять скандал, потом «повесили» на О. Кошелева и его «патриотов»…

Тем не менее эти люди уже почти пять лет «руководят» Орловщиной: получают очень хорошие зарплаты, тянут из области все соки, разрушают оставшееся производство, пьют водку, заполняют руководящие должности и управленческие аппараты некомпетентными людьми… Они ведь оставят область в предбанкротном состоянии! Вы как бывший заместитель губернатора и действующий депутат облсовета, член бюджетного комитета — видите ли, понимаете ли всё это?

— Конечно, вижу и понимаю. Но мне не хотелось бы давать только эмоциональные оценки. Вот факты.

Месяц тому назад областной Совет народных депутатов принял Закон об исполнении областного бюджета за 2012 год, рассмотрел отчет об исполнении бюджета 2013 года в первом квартале. Большие документы, важные, итоговые. Но прошли через Совет, как ординарные, без острых вопросов, без боли за упущенные возможности, без обещаний не допустить повторения ошибок, без клятвенных заверений существенно поправить дело с указанием конкретных мер, источников, новой постановки задач и т. д.

А зачем? Ведь губернатором сказано, и не раз, что бюджет растет год от года большими темпами. За это, мол, существует серьёзный спрос с членов правительства, и многих якобы в этой связи поменяли. Верьте, орловцы, что все высшие чиновники области работают не щадя сил и всё у них хорошо получается.

Верить, конечно, хочется. Может, и получалось бы, если бы не было памяти. А память подсказывает, что при едва ли не ежемесячных поправках в бюджет, он все последние 4 года по расходам исполняется на 92-95%. Собственные доходы бюджета составляют уже только половину всех поступлений. Вторая половина — деньги из федерального бюджета. Хорошо, что она есть, эта половина. Но заслуги в этом нашего правительства нет никакой.

С другой стороны, кстати, по поступлениям из федерального бюджета на душу населения мы, как были, так и остаёмся на одном из последних мест среди регионов ЦФО. То есть дают всем по давно сложившемся нормам и подходам, и мы не выбились из последних, не доказали нигде и ничем остроту наших потребностей. А чтобы были сред­ства на софинансирование участия области в федеральных программах, ежегодно растут дефицит и заимствования в кредитных организациях, в банках. Это тоже создает иллюзию роста бюджета, ведь расходы увеличиваются, хотя бы и за счет заимствований и расходов на оплату высоких процентов за них.

Вот смотрите для сравнения: долг по известному «строевскому» кредиту за «Пшеницу-2000» был принят бюджетом в сумме 3,2 млрд. рублей, но при этом 10 лет давал возможность поддерживать сельхозпроизвод­ство, получать зарплату, платить налоги. После всего Орловщине осталось платить 2,7 млрд. рублей в течение 21 года под 0,1% годовых. Да, это много. Но! Кредиты последних лет, которые взяты под 8-10% и которые надо выплатить в течение 1-3 лет, уже на начало этого года составляли 2,9 млрд. рублей! А согласно утвержденному бюджету рост заимствований в этом году составит ещё 2 млрд. рублей. В целом же госдолг на начало 2013 года превысил 5,6 млрд рублей (46% собственных доходов).

И даже этих средств нашим «профессионалам» не хватает. Уровень зарплаты бюджетников в Орловской области один из самых низких в ЦФО: по зарплате учителей, как и по средней зарплате в сфере экономики, мы находимся на 2—3 месте снизу из 18 регионов округа. А по другим профессиям и типам учреждений — и того ниже. Пример — ветеринарная служба области, работники учреждений культуры, средний и младший обслуживающий персонал учреждений здравоохранения и образования, социальной защиты…

Полностью загнать нашу область в глубокую долговую яму у губернатора и его правительства пока не получается отчасти потому, что для этого тоже нужны организаторские способности и упорная работа. А этого явно не хватает. Как ни удивительно это звучит, при такой нехватке средств бюджет ежегодно не добирает 0,8-1 млрд. рублей. Деньги, даже дармовые федеральные, остаются не использованными, возвращаются по большей части в федеральный бюджет и только в малой доле, после большой работы и через немалый срок возвращаются на прежние цели. Например, в 2012 году не израсходовали 850 млн. рублей. 378 возвращены Минфину, откуда в 1 квартале 2013 года вновь поступило только 8 млн. рублей.

«Надувает щеки» правительство области и тогда, когда утверждает государственные целевые программы без реальной возможности их выполнить. В бюджете 2013 года, как справедливо отметила в своем заключении контрольно-счетная палата области, на финансирование региональных целевых программ предусмотрено на 1,16 млрд. рублей меньше расходов, чем предполагают утвержденные правительством области программы (отклонение в 21,6 %).

Несмотря на неограниченные возможности корректировок бюджета, чем правительство в полной мере пользуется, его исполнение, как в течение каждого года, так и окончательное, остается неравномерным по разделам и по ведомствам. Так, в 2012 году по трем разделам бюджета расходы проведены сверх годовых бюджетных назначений, а по ряду других — значительно недовыполнены, в том числе по ЖКХ (77,9%), здравоохранению (94,6%), «обслуживанию госдолга» (61,1%).

Впрочем, у губернатора есть лазейка, с помощью которой он и его команда уходят от законодательного утверждения немалых расходов — это когда их проводят за счет резервного фонда. Понятно, когда это делается на непредвиденные и чрезвычайные социальные расходы. Но вот выделять за счет резерва 12,1 млн. рублей на передвижную приемную правительства — это не на ЧП, это на бюрократию в худшем виде. Ведь прием граждан будет вестись не на дороге, а в учреждении или в муниципалитете, где есть и интернет с выходом на портал области, и мебель, и живые люди. Вот для людей-то и надо было бы сэкономить эти 12,1 млн. рублей. К слову, на жилье многодетным семьям в резерве нашлось только 2,8 млн. рублей…

— И этим бюджетным «успехам» не видно конца…

— Да дело ведь не только в бюджете самом по себе. Бюджет — это, конечно, альфа и омега. Но через него видно и всё остальное.

В частности, видно, что губернатор и его правительство вообще не занимаются экономикой. За последние годы целый ряд предприятий или перестали существовать, или еле живы и потому не платят налоги либо существенно сократили платежи. «Орлэкс», о котором ваша газета не раз писала, — на виду, потому что за него публично боролись. Однако предприятия области в совокупности стали за год недоплачивать, по разным оценкам, от 3 до 5 млрд. рублей. И даже те, кто работает неплохо, уводят свои доходы и налоги из области — спиртовики, сахарники, металлурги, энергетики, строители… Но главное — практически вдвое сократили долю (а по ряду предприятий — и объем налоговых платежей) обрабатывающее производство, строительство.

Индекс промышленного производства в области в последние годы рос только на фоне самого большого в ЦФО падения в 2009 кризисном году. В 2012 году, например, он составил лишь 101,3% по сравнению с 2011 годом.

Совсем плохо обстоят дела в обрабатывающем производстве: здесь резко сокращается численность занятого персонала — с 2005 года она упала почти вдвое или на 35 тысяч человек. Падает объем продукции сельского хозяйства, при том, что урожайность растет. Причина — в сокращении поголовья скота и птицы. Поголовье КРС упало по сравнению с тем, что было год назад, до 96,9%, коров — до 95,1%, птицы — до 86,4%; соответственно сократилось производство молока и яиц до 94%. Более чем на 10% сократились объемы грузоперевозок в первом полугодии 2013 года. Понятное дело: чтобы что-то везти, надо это «что-то» произвести.

Итог — прибыль крупных и средних организаций также снизилась почти на 11%, а доля убыточных предприятий составила 31,7%, так что придется еще возвращать часть налогов, ранее уплаченных с прибыли, как это было в 2012 году, когда возвратили 400 млн. рублей. И уже сейчас статистика подтверждает, что платежи в местный (с области) бюджет составили 6,5 млрд. рублей или 99,7% от уровня первого полугодия 2012 года, тогда как планировался рост почти в 10%.

— Видимо, одного, даже выездного, заседания совета руководителей работающих промышленных предприятий недостаточно, чтобы поднять промышленность? Так же, как и убогой (притом ещё и не реализованной) программы по созданию за 5 лет 4 ферм по 100 коров — «для роста животноводства»…

— Да уж наверное нужно что-то поосновательней — с деньгами, технологиями и серьезными намерениями. Как, к примеру, свинокомплексы, организаторов которых, надо прямо признать, привлек в область всё-таки Е. Строев. Он же заложил и основу нынешнему растениеводству, которым не устаёт хвалиться нынешний губернатор.

Однако и это нужно поддерживать хорошими стимулами. Пока же у немногих занятых в сельском хозяйстве зарплата остается одной из самых низких среди отраслей — 13,3 тысячи рублей в 2012 году. Ниже только в легкой промышленности. Впрочем, и в целом обрабатывающая промышленность не далеко ушла от сельского хозяйства — 16,3 тысячи рублей в месяц. Хороших результатов, передовых технологий с такой зарплатой не будет. Да и та ещё нередко задерживается…

— Другое дело — в органах власти! И сам себя лично Александр Петрович, как известно, не обижает — одна зарплата в триста с лишним тысяч рублей в месяц чего стоит…

— Что да — то да. К слову, я тут на днях официально обратился к председателю облсовета Л. Музалевскому с предложением внести на рассмотрение очередной сессии разработанный мною законопроект «О внесении изменений в Закон Орловской области «О статусе губернатора Орловской области».

— И в чём его суть?

— А вы в курсе дела, какие социальные гарантии предусматривает областной закон «О статусе губернатора…» в редакции от 13 апреля 2013 года? Губернатор подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств областного бюджета на сумму своего годового вознаграждения в случае его гибели, причинения увечья или иного повреждения здоровья. Мало того, статья 19 этого закона гласит (цитирую): «В случае причинения губернатору увечья или иного повреждения здоровья, повлекших утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между его ежемесячным денежным вознаграждением как высшего должностного лица Орловской области на день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государ­ственному страхованию».

— Это как же понимать? Если Александр Петрович, например, в сентябре уходит с должности по состоянию здоровья, подорванного тяжким трудом на благо Орловщины — ну, там печень забарахлила или гипертония замучила, — то ему, помимо 3,5 миллионов страховки, бюджет области до конца жизни будет ежемесячно выплачивать еще и те же триста с лишним тысяч?

— Выходит, так. Более того, в случае смерти губернатора (дай Бог здоровья Александру Петровичу и нашему областному бюджету!) «каждому члену его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной четырехкратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день смерти губернатора Орловской области». Причем, как определять круг членов семьи губернатора, в этой статье закона не говорится — дети ли, невестки, внуки… А на сегодняшний день четырехкратный минимальный размер пенсии — это больше двадцати тысяч. И тоже из бюджета несчастной Орлов­ской области. Вот всё это я и предлагаю отменить.

А ведь остается еще и медицинское обслуживание, бесплатное пользование всеми видами связи, которыми располагают органы госвласти и местного самоуправления области, бесплатное транспортное обслуживание…

— Ничего себе! Но, Павел Александрович, это же вы, депутаты Орловского областного Совета, сами и принимали этот закон и поправки к нему! Куда же вы смотрели?

— Отвечу нелицеприятно, но честно: а вы думаете, все депутаты вчитываются в законы, которые готовит исполнительная власть и за которые они голосуют? И уж тем более — в поправки к ним? Как ни печально, подавляющее большинство народных избранников понятия не имеет, что именно говорится в законе «О статусе губернатора…».

— А как же руководство област­ного Совета — тоже не в курсе?

— Руководство — в курсе, но оно помалкивает и при этом себя не обижает. «Красная строка» же писала о том, как председатель облсовета и его первый заместитель установили себе 50-процент­ные надбавки «за секретность». Можете посчитать, какие у них будут пенсии — Н. Володин и И. Мосякин отдыхают…

— Зато на простой народишко, который путается под ногами, у чиновников, денег никогда не хватает. Наша редакция недавно столкнулась с поразительным фактом. Как известно, правительство области, федерация профсоюзов и работодатели в лице объединения промышленников и предпринимателей регулярно заключают специальное соглашение, направленное как бы на защиту прав трудящихся. В очередной раз таковое было подписано в 2011 году на трехлетний срок.

И вот 18 июня 2013 года губернатор А. Козлов, председатель федерации профсоюзов Н. Меркулов и председатель объединения работодателей А. Гапонов подписали дополнительное соглашение — о внесении изменений в тот, основной документ. Суть этих дополнений состояла в том, чтобы с 1 июля установить минимальный размер оплаты труда не ниже 5500 рублей в месяц, а с 1 октября 2013 года — не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного законом.

Казалось бы, благое дело, ура! Но не тут-то было. Когда начальник финансового департамента областного правительства объяснила губернатору, что денег в бюджете на такую «щедрость» нет, Козлов устроил всем разнос: что вы, дескать, за бумажку мне подсунули! И теперь власти ничтоже сумняшеся заявляют, что в это допсоглашение относится только к тем трем десяткам предприятий и организаций, которые формально числятся членами объединения промышленников и предпринимателей Орловской области. А, например, работники детских садов или там учителя — пусть идут себе восвояси не солоно хлебавши. И это при том, что трехстороннее соглашение всегда распространялось на всех без исключения. Иначе, как бессовестным кидаловом, эти дей­ствия властей и назвать нельзя!

— Я в курсе этой истории и полностью с вами согласен. Да, надо действительно признать, что рост зарплаты в области для всех сдерживается недостатком бюджетных средств. А на «бюджетников» оглядывается и каждый предприниматель. Величина прожиточного минимума правительством области сейчас установлена всего в 6502 рубля, хотя это и выше чем, было летом 2012 года. Это тоже ориентир.

Понимаете, власти в бюджетной сфере ищут, где сэкономить. Для примера, количество государственных и муниципальных учреждений с 2010 года сократилось на 88 (или на 20%), численность педработников — на 800 человек, сельских библиотек стало меньше на 70 (тоже на 20%)… Кстати, библиотечный фонд сократился на 0,8 млн. экземпляров или на 15%, хотя федеральные деньги на эти учреждения специально выделяют. Учреждений культурно-досугового типа на селе стало на 45 меньше — сокращение более чем на 10%. А ведь за всеми этими процентами стоят люди, которым надо как-то жить…

Зато в исполнительной власти области лишь в 2009 г. году штаты чуть-чуть урезали, а правильнее сказать — перевели работников в учреждения по обслуживанию. А с 2010 года число госслужащих упорно растет: за 3 года на 150 человек. А что? Зарплата здесь хорошая и стабильная. А вы — о каких-то там детских садах и учителях… Не смешите, право.

Если в нашей области кто-то и смотрит уверенно в будущее, то это сам губернатор, его команда и чиновничья братия «Серого дома». Мало ли, что там сегодня практически нет людей, знающих своё дело, но зато при этом полно тех, кто не понимает, с кем, как и где они работают! Временщикам всё равно: провалится эта Орловская область хоть в тартарары — туда ей и дорога, главное, чтобы собственные карманы не пустели. Потому заместители губернатора и разъезжают на шестисотых «Мерседесах» стоимостью в несколько миллионов — при том, что в армии заурядный подполковник в лучшем случае мог на УАЗик рассчитывать…

Вот к такому финалу своего первого и, надеюсь, последнего губернаторского срока подошел А. Козлов. Ну а нам-то здесь жить…

Беседовал Юрий Лебёдкин.