Хроника тарифного абсурда

В «Российской газете» за 6 марта 2012 года был опубликован доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 год. В первой части доклада сделан анализ обращений к уполномоченному. Результаты этого анализа впечатляют. Орловская область может гордиться. По количеству обращений на 100 тысяч жителей мы заняли призовое третье место в Российской Федерации (32,9 обращения). Впереди нас только Чукотка (36) и Республика Коми (34,5). В Центральном федеральном округе по количеству обращений к уполномоченному по правам человека мы занимаем почетное первое место.

Хотелось бы гордиться таким фактом, но возникают сомнения: ведь на самом-то деле большое количество обращений свидетельствует о том, что законы в нашей области не работают и не выполняются.

В подтверждение тому приведу несколько примеров.

Во-первых, проблема с оплатой ЭМОП. Имеются законы, разъяснения Министерства регионального развития, как надо начислять плату за коммунальную услугу — электроснабжение, существует богатая судебная практика. Однако начисление платы за электроснабжение производится с нарушением всех законов и всех судебных постановлений.

Проблема имеет элементарно простое, хотя и фантастическое, решение. Иногда я представляю себе, как наш уважаемый губернатор А. П. Козлов берет трубку и звонит не менее уважаемому генеральному директору ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» Ю. Н. Юрьеву: «Уважаемый Юрий Николаевич, если с завтрашнего дня вы не будете начислять плату за коммунальную услугу — электроснабжение по закону, то послезавтра я звоню законно избранному президенту В. В. Путину, и к концу недели вас здесь не будет». И проблема была бы решена мгновенно.

На сегодняшний день остается только задавать себе вопросы: «Нет ли здесь конфликта чьих-то интересов и почему прокуратура в нарушение Федерального закона от 17 января 1992 года № 2201-1 «О прокуратуре Российской федерации» уклоняется от надзора за исполнением закона руководителем коммерческой организации?».

Другой пример — беззаконие, которое творится в ЖКХ, и безнаказанность номерных управляющих организаций во главе с Первой городской управляющей организацией.

Третья совершенно новая проблема возникла в последнее время — это установление тарифов на тепло в 2010 и 2011 годах. Излагаю «анатомию» этой проблемы в хронологическом порядке:

— приказом Федеральной службы по тарифам от 22 сентября 2009 года № 217-э/3 тариф на 2010 год на тепло, производимое электростанциями в режиме комбинированной выработки электрической энергии, установлен в пределах от 442,84 до 448,22 рублей за Гкал;

— приказом Управления по тарифам Орловской области от 10 декабря 2009 года № 910-т установлен тариф на тепло на 2010 год для ООО «Орелтеплогаз» в размере 863,2 рубля за Гкал;

— решением Орловского ар­битражного суда от 8 декабря 2010 года по делу № А48-3620/­2010 приказ Управления по тарифам № 910-т признан недействующим как не соответствующий приказу Федеральной службы по тарифам от 29 сентября 2009 года № 228-э/3;

— через две недели Управление по тарифам издает новый приказ от 20 декабря 2010 года № 868-т, по которому с 9 декабря 2010 года, т. е. задним числом, устанавливается «новый» тариф на тепло, опять в размере 863,2 рубля за Гкал. После отмены арбитражным судом тарифа 863,2 рубля за Гкал, на следующий день этот же тариф устанавливается новым приказом Управления по тарифам Орловской области;

— решением Орловского ар­битражного суда от 12 декабря 2011 года по делу № А48-3297/ 2011 приказ № 868-т признан недействующим как не соответствующий приказу ФСТ от 29 сентября 2009 года № 228-э/3.

Интересные манипуляции с тарифом на тепло происходят и в 2011 году:

— приказом Федеральной службы по тарифам от 7 октября 2010 года № 243-э/1 установлены предельные тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2011 год от 501,39 до 510,84 рубля за Гкал;

— 17 января 2011 года издан приказ Управления по тарифам Орловской области № 9-т, который установил тариф на тепло для ООО «Орелтеплогаз» в размере 992,4 рубля за Гкал на 2011 год;

— решением арбитражного суда по Орловской области от 12 декабря 2011 года по делу № А48-3297/2011 признан недействующим приказ Управления по тарифам Орловкой области № 9-т как не соответствующий приказу Федеральной службы по тарифам от 7 октября 2010 года № 244-э/2;

— 29 декабря 2011 года приказом №1379-Л Управление по тарифам Орловской области признает недействующим свой же приказ от 17 января 2011 года № 9-т, устанавливающий тариф на тепло на 2011 года в размере 992,4 рубля за Гкал.

Весьма интересна история установления тарифа на тепловую энергию на 2012 год.

21 февраля 2012 года постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа по делу № А48-3297/2011 оставлено в силе решение арбитражного суда Орловской области от 12 декабря 2011 года. Тариф 992,4 рубля за Гкал признан решением арбитражного суда Орловской области от 12 декабря 2011 года недействующим с 12 декабря 2011 года.

На момент вступления в силу данного постановления на сайте Управления по тарифам Орловской области не были размещены приказы по тарифам на 2012 год.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 октября 2011 года № 241-э/6 установлены следующие тарифы на тепло на 2012 год:

— с 1 января по 30 июня 2012 года — от 505,01 до 510,11 рубля за Гкал;

— с 1 июля по 31 августа 2012 года — от 530,52 до 540,72 рубля за Гкал;

— с 1 сентября по 31 декабря 2012 года — от 530,52 до 565,05 рубля за Гкал.

Приказом Управления по тарифам Орловской области от 29 декабря 2011 года № 1385-т для ООО «Орелтеплогаз» установлены следующие тарифы:

— с 1 января по 30 июня 2012 года — 992,4 рубля за Гкал (без НДС); 1171,03 рубля за Гкал (с НДС);

— с 1 июля по 31 августа 2012 года — 1051,94 рубля за Гкал (без НДС); 1241,29 рубля за Гкал (с НДС);

С 1 сентября по 31 декабря 2012 года — 1110,49 рубля за Гкал (без НДС); 1310,38 рублей за Гкал (с НДС).

Таким образом, с 1 января 2012 года Управление по тарифам Орловской области установило тариф на тепло 992,4 рубля за Гкал, который был признан недействующим решением Орловского арбитражного суда от 12 декабря 2011 года и решением арбитражного суда Центрального округа от 21 февраля 2012 года.

Следует отметить, что в феврале 2012 года этого приказа на сайте Управления по тарифам Орловской области ещё не было. В конце марта на сайте Управления по тарифам Орловской области удалось обнаружить приказы по тарифам на тепло и на горячую воду.

Одновременно приказом от 29 декабря 2011 года № 1384-т Управление по тарифам Орловской области установило тарифы на услуги по передаче тепловой энергии обществом с ограниченной ответственностью «Орелтеплогаз»:

— с 1 января по 30 июня 2012 года — 298,07 рубля за Гкал (без НДС); 351,72 рубля за Гкал (с НДС);

— с 1 июля по 31 августа 2012 года — 304,06 рубля за Гкал (без НДС); 358,79 рубля за Гкал (с НДС);

— с 1 сентября по 31 декабря 2012 года — 310,18 рубля за Гкал (без НДС); 366,01 рублей за Гкал (с НДС).

Приказ опубликован 18 января 2012 года, но, в нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ, введен в действие с 1 января 2012 года.

Вызывают удивление нестыковки в приказах Управления по тарифам Орловской области. Так, в приказе от 25 ноября 2011 года № 1083-т долгосрочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии с 1 сентября по 31 декабря 2012 года, рассчитанный с применением метода доходности инвестированного капитала, равен 173,01 рубля за Гкал и никак не согласован с предыдущим приказом.

Эти нестыковки вызывают ряд вопросов.

Почему текущее значение тарифа на передачу тепловой энергии почти в два раза превышает долгосрочный тариф, рассчитанный с применением метода доходности инвестированного капитала?

Какой из этих тарифов экономически обоснован?

Кто производил расчеты и почему получились разные данные?

Почему с увеличением тарифа на тепло увеличиваются тарифы на передачу тепловой энергии? Как эти величины увязаны математически?

Одновременно на 2012 год приказом Управления по тарифам Орловской области от 30 декабря 2011 года № 1395-т установлен (продлен) тариф на горячую воду с 1 февраля 2012 года в размере 65,82 рубля за куб. метр.

Данный тариф предполагает стоимость тепла в размере 992,4 рубля за Гкал. В связи с отменой арбитражным судом данного тарифа на тепло, подлежит отмене тариф на горячую воду, т. к. стоимость подогрева воды исчисляется из неправомерного тарифа.

Отсюда вывод: арбитражные суды прошли, приказы отменены, но Управление по тарифам не желает исполнять судебные решения.

Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Выходит, закон писан не для Орловской области? Неисповедимы пути твои, Орловщина…

Р. Л. Исламгазин.