Чужой земли мы не хотим ни пяди…

28 июня 2006 года на 53-м заседании Орловского областного Совета народных депутатов в спешном порядке в первом и втором (окончательном) чтениях был принят Закон Орловской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области — городе Орле». При этом областной Совет утверждал, что «…общая площадь земель поселений в городе Орле составляет 11998 га, из них 10065 га (84%) находятся в государственной собственности и не разграничены. 1890 га (16%) находятся в собственности граждан и 43 га — в собственности юридических лиц…»

Горожане, привыкшие безоговорочно верить всему тому, что напечатано в прессе от имени властей, приняли это сообщение как обычную информацию, которая не повлечет за собой серьезных последствий для каждого из них. Однако группа депутатов прежнего состава городского Совета, проанализировав новоиспеченный закон, увидела в нем грубейшее нарушение конституционных прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, и немедленно обратилась в прокуратуру Орловской области с предложением при-остановить действие упомянутого закона до приведения его в соответствие с наличием земель по формам собственности.

Дело в том, что областной Совет прежнего состава в угоду администрации Орловской области превысил свои полномочия, распространив действие закона практически на всю территорию города и поступил по принципу: «… и все вокруг колхозное, и все вокруг мое…». В составе областного Совета люди высокой грамотности, и наверняка они заметили отсутствие в перечне земель, которые принадлежат муниципальному образованию в соответствии со ст. 16-19 Земельного кодекса РФ. Депутаты сделали вид, что все идет строго по закону, и «проштамповали» решение. В природе это называется групповой гипноз кроликов под взглядом удава! А ведь они прекрасно знали, что без земли не может быть муниципального образования город Орел. То есть они вновь превысили свои полномочия, де-юре упразднив муниципальное образование как административный центр Орловской области… Так город был лишен едва ли не самой важной статьи дохода, пополняющей муниципальный бюджет.

А что прокуратура, призванная в соответствии с Конституцией РФ защищать муниципальную собственность равным образом с государственной и иными формами собственности? Ответ пришел своевременно 4 августа 2006 г. за № 7-90-ОЗ. Приводим несколько цитат из этого документа. «…Процедура рассмотрения указанного законопроекта Орловской области и порядок его принятия соблюдены. Для замечаний и поправок проект данного закона направлялся в прокуратуру области и отдел Главного управления Министерства юстиции по Центральному федеральному округу в Орловской области…». Конец цитаты.

Уважаемые работники прокуратуры! Так подставлять себя нельзя! Вы расписались в том, что, получив проект и изучив его, не увидели разницы между государственной и муниципальной земельной собственностью! По-существу стали на сторону тех, кто уже два года противоправно распоряжается землей, принадлежащей городу. Иначе как расценивать следующий ваш вывод: «…оснований для внесения актов прокурорского реагирования на данный закон не имеется…».

А теперь — обращение к читателям, которые в силу своей занятости не могут вдумчиво прочесть ст. 214 Гражданского кодекса РФ или ст. 16 Земельного кодекса РФ, в которых дается определение интересующих нас понятий:

1. «…Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта РФ).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью…».

Таким образом, из почти 12000 гектаров земли, расположенных в пределах городской черты, только 1500 гектаров могут быть отнесены к государственной земельной собственности. Почему?

Городской Совет ежегодно рассматривает, а мэр города подписывает постановление «Об утверждении годового отчета о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности по состоянию на 1 января очередного года». В обязательном порядке один экземпляр этого официального документа, подписанного председателем Комитета по земельным ресурсам и земельному устройству, постоянно хранится в администрации города, а другой отсылается в Москву для государственного учета земель.

В разделе 2, озаглавленном «Распределение земель по формам собственности», указываются пользователи и площади земель, отнесенных к федеральной и региональной собственности. На 1 января 2002 г. (то есть на дату вступления в силу нового Земельного кодекса) в соответствии с «Отчетом о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности города Орла» на нашей территории фиксировалось земель федеральной собственности площадью 1075 га, а земель региональной собственности — 435 га. Т. е. земель, отнесенных к государственной собственности, было всего 1510 га. Именно эти полторы тысячи гектаров подлежали разграничению (смотрите закон)!

От одного года к другому соотношения земель по видам собственности меняются, но их сумма (в государственной собственности) никогда не превышала 1510 га.

По состоянию на 1 января 2005 года (за год до принятия Закона от 17.04.2006 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ»),

— земель в границах города Орла — 11997,7 га;

— земель федеральной собственности — 779 га;

— земель региональной собственности — 518 га;

— земель муниципальной собственности — 8161, 7 га;

(Справка территориального отдела № 1 от 19.12.2005 г. № 1700).

Таким образом, притязания администрации области и областного Совета на 10065 га (84%) городских земель не имеют под собой основы и должны быть пресечены прокуратурой.

Кому было выгодно «протолкнуть» Закон от 30.06.2006 г. № 603-ОЗ «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области — городе Орле»? Город потерял, поскольку оказался без муниципальной земли. От сделок с нею деньги должны были идти в городской бюджет. Это сотни миллионов рублей! Более того, строительство многоэтажных жилых домов с долевым участием предусматривает предварительный выкуп земельных участков заказчиком не ниже чем по кадастровой цене. Это в любом случае не менее 20 миллионов рублей за гектар.

Предположим, ОАО «Орелстрой», минуя аукцион, через Центр рыночных отношений «Развитие» получает право на застройку свободного от недвижимости земельного участка площадью 100 га… Как правило, это краткосрочная аренда. Арендная плата не превышает полутора процентов от стоимости земельного участка, т.е. около 300000 тысяч в год за гектар.

Другое дело, когда город проводит аукцион по продаже муниципальной земли. Те же 100 га пойдут по 20 млн. за гектар. В итоге муниципальное образование имеет шанс пополнить свой бюджет 2 миллиардами рублей!

На самом деле речь идет о значительно больших площадях застройки. Потери для города катастрофические! Если учесть, что львиная доля акций «Орелстроя» принадлежит двум «семьям», прибравшим к рукам строительный бизнес в Орле, то становится понятным, кому было выгодно и кто проталкивал через областной Совет принятие откровенно грабительского закона.

Мы хотим четко отметить то обстоятельство, что наше заявление носит не природо-охранный, а ЭКОНОМИЧЕСКИЙ характер, поскольку лишение населения города права на распоряжение муниципальной землей существенно ограничивает возможности экономического развития города и ухудшает финансирование социальных программ муниципалитета. Тяжелое бремя урезанного финансирования целиком ложится на плечи жителей города.

Доказательством, подтверждающим наличие права земельной собственности муниципального образования «Город Орел», возникшего задолго до принятия в 2001 году нового Земельного кодекса РФ, является решение Орловского городского Совета народных депутатов от 25.09.1997 г. № 08/105-ГС «О статусе муниципальных земель». Этот документ официально опубликован и никем не был оспорен. Кроме того, исполняя поручение Президента и Правительства РФ, всем пользователям муниципальных земель в черте города Комитет по земельным ресурсам и землепользованию выдал свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной специальным постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 г. № 177. Эти свидетельства, в соответствии с п. 9 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», «…имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству таких свидетельств было выдано более 46 тысяч всем землепользователям на территории г. Орла и, как указано в п. 4 раздела I «Регионального доклада к отчету о состоянии и использовании земель города Орла по состоянию на 1 января 2000 г.», «…работа по оформлению и выдаче свидетельств о праве собственности на землю завершена…»

Поскольку между законодателями нет единого подхода к определению понятия «государственная собственность на землю», за его толкованием следует обратиться в Государственную Думу РФ, которая приняла Земельный кодекс. Это было бы цивилизованным разрешением спора. А пока мы вынуждены констатировать, что Орловский областной Совет превысил свои полномочия, приняв Закон Орловской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области — городе Орле» и распространив его действие на муниципальные земли.

Мы рассматриваем это как ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и действующим законодательством. Подобные действия запрещены Законом!

На основании ст. 140 ГПК РФ просим прокуратуру Орловской области рассматривать этот материал в качестве официального заявления с просьбой о приостановке действия указанного выше Закона Орловской области до приведения его в соответствие с действующим земельным законодательством и наличием и распределением земель по формам собственности в г. Орле.

Депутаты Орловского городского Совета первого и второго созывов Г. А. Горохов, В. И. Загайнов, Н. М. Лазарев, Ю. В. Лебедкин, Ю. И. Малютин, В. М. Фрайда, А. Ю. Шевченко.