Профессионалы по части обмана

Если вы решили обновить мебель, но еще не успели сделать это, прочитайте сначала опубликованные ниже истории с комментарием специалиста-эксперта. Вполне может быть, что именно вам эти заметки помогут избежать потери денег, времени и спокойного сна.

Подарок к свадьбе золотой

В преддверии золотой свадьбы своих родителей одна заботливая дочь, назовем ее Галиной, обзвонила по телефону несколько фирм, предлагавших через рекламные газеты перетяжку мягкой мебели. Ей захотелось в качестве подарка обновить диван, три кресла и две банкетки в родительской квартире. Конечно же, все фирмы, куда Галина позвонила, предложили «самые кратчайшие сроки», низкие цены и самовывоз с последующей доставкой. Но так как празднование золотой свадьбы намечалось только через месяц, заботливая дочь выбрала именно ту фирму, которая бралась не торопясь, но очень тщательно заменить внешнюю обивку, внутреннюю набивку и пружинную основу мебельного гарнитура.

Назначив время визита, приехали в родительскую квартиру два человека. Как выяснилось чуть позднее, — муж с женой. Они так осыпали будущих юбиляров ласковыми словами, представили такое многообразие образцов обивки, так уверенно сняли мерки с мебели, что ни у кого не возникло и тени сомнения: профессионалы знают свое дело.

Однако в час, на который была назначена «эвакуация» мебели, никто не явился. Машина приехала лишь спустя девять часов, и мебель пришлось выносить в потемках… самим же заказчикам, ибо водитель сослался на больную спину, а «профессионалы» с трудом поднимались с первого на третий этаж. При этом они попросили аванс в размере 50 процентов и получили его, подтвердив передачу денег в сумме 4000 рублей некой квитанцией без штампа и печати. Когда же машина отъехала, Галина вспомнила, что полагалось бы по правилам оформить и договор на оказание услуг. Но пожилые родители, привыкшие по жизни верить людям, успокоили ее: мол, такая симпатичная супружеская пара ни за что не обманет.

Прошел месяц, юбиляры отпраздновали золотую свадьбу, а мебель так в квартиру и не вернулась. Дочь Галина, уже чувствуя себя без вины виноватой, начала звонить в фирму. Ей сначала ответили, что в фирме произошло несчастье: подвальное помещение из-за аварии залито водой, вся готовая продукция, в том числе и означенная выше мебель, уже практически готовая, пришла в негодность. Поэтому, мол, придется подождать, пока заказанный гарнитур будет отремонтирован заново.

На последующие звонки «профессионалы» уже не отвечали. Галина через своих знакомых вычислила место установки их телефона и стала приходить в «офис». Ни разу за несколько рабочих дней ей не удалось увидеть открытые двери того помещения, на которое ее навели знающие люди. Соседствующие с «офисом» обитатели говорили ей, что вроде бы здесь ремонтируют мебель, но давно уже никто не появляется, даже вывески нет.

Еще раз тридцать Галина звонила по известному ей телефону. Несколько раз на том конце поднимали трубку и назначили встречу «в офисе», но никто не являлся. На другие звонки те же знакомые голоса, но уже пьяные, рассказывали байки про то, в каком отличном состоянии находится заказанная мебель. Мол, еще минута, и диван с креслами будут у вашего порога. В конце концов женщина поняла, что имеет дело с алкоголиками, которые давно пропили выданный аванс и теперь водят заказчицу за нос, полагаясь на волю случая.

Ничего не оставалось делать, как обращаться в правоохранительные органы. А именно — в милицию Заводского района, от здания которой совсем недалеко находится так называемый офис так называемой фирмы. Надо отдать должное: сотрудник РОВД так припугнул тех «мастеров», что они, забыв на время о своем обычном состоянии, произвели некоторые преобразования в указанном гарнитуре. И даже привезли его назад. Правда, привозили частями. Да и «перетяжка» выразилась только в обновлении обивки, причем не того цвета, какой был заказан. А старый рассыпавшийся поролон в креслах был просто обернут целлофановой пленкой — для создания эффекта упругости. И теперь, когда кто-нибудь садится, кресла издают характерный звук выпускаемого воздуха.

Учитывая двухмесячную нервотрепку и некачественно выполненную работу, дочь Галина по возвращении гарнитура просто выставила «профессионалов» за дверь, отказавшись оплачивать полную стоимость заказа. Надо заметить, что «мастерам» в данном случае крупно повезло: их даже не спустили с лестницы.

Поставка — через суд

Восьмого августа нынешнего года в мировом суде (опять же!) Заводского района состоялось финальное заседание по заявлению орловской жительницы, пострадавшей от таких же, как и в первом случае, «профессионалов». Только речь здесь шла уже не о ремонте мебели, а о заказе нового гарнитура. Пострадавшую мы назовем Тамарой. Все остальные действующие лица названы реально, так как заседание суда было открытым и фамилии оглашались без оглядки на присутствие прессы.

Итак, еще в марте текущего года Тамара, предварительно объездив полгорода, решила заказать себе мягкую мебель в магазине-салоне на улице Комсомольской (ориентир — памятник «Самолет»). Поддавшись на убедительные сентенции продавца, сулившего скидки, Тамара заказала по каталогу диван-кровать, кресло-кровать и два пуфика. Общая сумма заказа составила 20 тысяч 600 рублей. Деньги заказчица внесла сразу, хотя срок поставки ее немного смутил — 45 рабочих дней.

Как вы уже поняли, даже через 45 дней салон мебели не выполнил своих обязательств и вообще бы не вспомнил про некую Тамару, если бы она не позвонила сама. А между тем покупательница, ожидая доставки заказанной мебели, вывезла из своей однокомнатной квартиры всю старую, И, не дождавшись новой, вынуждена была спать на голом полу. Потом, несколько раз позвонив в фирму, пришла к выводу, что надо покупать хоть какой-нибудь диван, потому как надежды на оплаченную мебель таяли с каждым телефонным звонком. Ее просто «кормили завтраками».

Заявление в мировой суд гражданка подала в июле, когда прошли все мыслимые сроки поставки мебели, а на претензию, направленную в магазин, его хозяева не отреагировали.

На судебное заседание представитель фирмы не явился. Судья Т. К. Чудакова очень вежливым и даже где-то ласковым голосом поговорила по телефону с магазином. Узнав, что ответчик ИП Кизилова Наталья Петровна отказывается являться на заседание, судья довольно быстро вынесла решение в пользу обиженной Тамары. А именно: обязала ответчиков поставить до 15 августа заказанную и оплаченную мебель, выплатить неустойку за просрочку поставки в размере 7107 рублей, а также компенсировать моральный вред в размере 2 тысяч рублей (из 10 тысяч, заявленных Тамарой в иске). На фирму к тому же наложены оплата судебных издержек и уплата штрафа в доход государства (более шести с половиной тысяч).

Но, как писали раньше, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. После оглашения приговора судья разъяснила истице, что только через 27 дней, если не будет никаких заявлений с противоположной стороны, можно будет получить судебный приказ. Смогут ли судебные приставы через месяц найти какие-либо материальные средства у ИП Кизиловой, большой вопрос. Магазином заправляют два ИП — муж с женой. И еще не факт, что они, эти ИП, смогут поставить заказанную мебель. Совсем не исключено, что придется Тамаре еще раз обращаться в суд и требовать расторжения договора купли-продажи, возврата своих денег, опять же — с неустойкой и возмещением морального вреда.

Эксперты помогут

На суде, описанном выше, выступал в качестве эксперта ведущий специалист отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Орловской области Дмитрий Алексеевич Ступин. Он заявил тогда, что требования истицы законны и обоснованны. Во многом именно благодаря его заявлению Тамара выиграла суд. Мы попросили ведущего специалиста рассказать, каким образом он попал на суд и что он думает по поводу услышанного.

— В наше управление с письменными и устными заявлениями обращаются сотни граждан, — сообщил Д. А. Ступин. — Для приема жалоб у нас создана общественная приемная, которая работает с понедельника по пятницу. Наши сотрудники не только помогают составить исковое заявление, но и сами выступают в суде в качестве экспертов. Конечно, для появления в суде у нас должно быть ходатайство одной из сторон, удовлетворенное судьей. В связи с тем, что вал судебных дел по защите прав потребителей нарастает, наше присутствие в суде становится всё более востребованным. Мы понимаем эту проблему и готовы выполнять свои служебные обязанности, однако сразу же хотелось бы сказать будущим заявителям, что главный аргумент в споре с недобросовестными исполнителями — это финансовый документ — будь то договор об оказании услуг, кассовый или товарный чек, квитанция о получении денег. Без таких документов выиграть суд нереально.

Александр Сухнёв.

Р.S. В назначенный судом день — 15 августа — Тамара так и не получила ту злополучную мебель. И тут подумаешь: а так ли уж силен закон, защищающий права потребителей? И не является ли следствием оного повсеместное распространение «профессионалов» по части обмана?

Статистика ОООП

Как сообщила нам председатель Орловского областного общества потребителей А. В. Сотникова, за первое полугодие 2008 года данная организация по жалобам граждан оформила 50 претензий, касающихся изготовления и ремонта мебели. Это составляет десять процентов от общего числа претензий.

Основная часть жалоб вызвана срывом сроков поставки. Далее идут некачественное изготовление изделий и нарушение договорных условий в части отдельных элементов (обивки, фурнитуры и пр.).

Альбина Викторовна просила еще раз напомнить читателям, что при оформлении заказа надо очень тщательно составлять договор и обязательно требовать эскиз заказываемой мебели.