Когда уйдём со школьного двора…
Конец июня — время светлой печали. Как птицы из родных гнёзд, улетают в большую жизнь выпускники. Отзвучали торжественные фанфары выпускных вечеров, и в школах царит тишина. Грустят ли учителя?
— Профессия «учитель» обязывает никогда не унывать, — улыбается Инна Борисовна Труфанова, учитель школы № 15. — Нельзя грустить, болеть, стареть, надо быть молодой душой, идти в ногу со временем, всегда быть в хорошем настроении. Я устаю не в школе, а без неё. Заряд энергии дают мне мои ученики. Их воспитываю по принципу: учись всему, помогай близким, живи, чтобы было что вспомнить и рассказать другим, но чтобы потом за это стыдно не было. Очень многие школьники имеют заниженную самооценку, а я стараюсь внушить им веру в себя, открыть свои способности. Гагарин, например, закончил ПТУ, а стал Героем Советского Союза. И таких примеров десятки.
— Да время-то сейчас другое!
— Есть вечные ценности. Если школьный коллектив представляет собой коллектив единомышленников, если у него есть выработанная программа воспитания и обучения, если люди работают не для «галочки» в плане, а ради ученика, то результат будет. Главная опора человека в жизни — осознанная система ценностей, и в её становлении должна активно участвовать школа, противодействуя внешнему «Обогащайся! Потребляй! Расслабляйся!» У каждого ребёнка есть своя цель в жизни, и долг педагога — помочь им её найти.
Инна Борисовна свою цель отыскала давно. Она, родом из семьи железнодорожников, мечтала стать учителем с детства. Маленькой Инне казалось, что педагоги какие-то особенные, всемогущие люди, заслуживающие особого почёта и уважения… С годами стало ясно: учителями не рождаются, а становятся, и работа эта — скорее образ жизни. Ежечасно идёт напряжённый интеллектуальный и душевный труд: что-то надо переосмыслить, продумать беседу, подготовиться к урокам, встрече с родителями. Её «педагогические секреты» — доверие, внимание, доброта. Не дать в обиду ни одного ученика, встать на его сторону и постараться понять. Нехитрые вещи, но как порой их не хватает сегодня! Одной из главных задач по-прежнему считает «воспитание гражданственности, ответственности и активной жизненной позиции». И, как советовала ей педагог-наставник А. А. Тренская, воспитание детей начинает… с себя: «Если чего-то требуешь, будь сама такой».
Тридцать третий год Инна Борисовна — в школе № 15. За это время побывала секретарём комсомольской организации учителей и партийной «первички», избиралась депутатом городского Совета. Много лет является методистом у студентов ОГУ и преподавателей Мезенского педагогического колледжа, постоянный член жюри городских и областных олимпиад по французскому языку, эксперт ЕГЭ. Педагог высшей категории, почётный работник народного образования, ветеран труда. Человек «старой закалки».
— Мне ближе всего воспитание по Макаренко — требовательностью и доверием. Процесс воспитания обоюдный, он идет от педагога к ученику и наоборот. Мои девятиклассники — совсем уже взрослые, современные молодые люди. Я очень их люблю. «Зажигатели» жизни класса — Голубкова Нелли, Чугунов Евгений, Мурашко Катя, спортсмены — Рыбчинская Инна, Игнатова Таня, Давыдов Серафим, Соколова Катя, Каплин Игорь, Рукавичкин Максим, активисты и победители различных конкурсов — Водопьян Юля, Киселёва Мария, Позднякова Катя. Трудовые десанты успешно проходят, если их организуют Бабаков Виктор, Зубков Павел, Мухин Володя, Новиков Павел, Белоусова Таня. Два года наш класс держал звание «классный класс», в этом учебном году мы на третьем месте.
Девятиклассникам школы № 15 уже вручены аттестаты о получении основного общего образования. «Классный» 9 «б» в основном большинстве остается в школе, так что до окончательной разлуки ещё два года. Встречать, учить и снова расставаться — такова учительская доля! Инна Борисовна своей судьбой довольна. Если бы пришлось начинать жизнь сначала, вновь пришла бы в школу. Ей, вечной труженице, загруженной уроками и проблемами детей, несущей огромный груз ответственности, не избалованной материально, — можно позавидовать. Потому что уходящие со школьного двора выпускники на самом деле сердцами остаются рядом со своим Учителем. Навсегда.
Елена Рощина.