Кредо мастера Усенкова
Лет эдак тридцать назад многие мальчишки мечтали о профессиях, связанных с романтикой, путешествиями, открытиями. А Сергей Усенков, живший в те годы на селе, с детства прикипел к сельскохозяйственной технике.
Рано научился управлять трактором и в летнее время подрабатывал на перевозке силоса. А если в механизме происходила какая-нибудь поломка, любил разобраться в ее причинах. Поэтому сразу после окончания школы парнишка решил заняться в своем колхозе слесарным делом. Но тут вскоре подоспело время призыва в армию.
— В военкомате мне предложили выучиться на водителя, — вспоминает Сергей Анатольевич — Согласился не раздумывая. Для меня это было еще одной ступенью в познании техники. Да и с такой профессией на жизнь заработать можно всегда.
Так в общем-то и вышло. Больше четверти века колесил он по дорогам и на заработки не жаловался. За это время и дом в городе построил, и машину приобрел, и дочь вырастил — в этом году заканчивает институт. Но недаром говорят, что жизнь, как зебра, бывает часто то в светлую, то в темную полосочку. Около двух лет назад оказался Сергей Анатольевич без работы. Первым делом решил обратиться в службу занятости населения. Там ему посоветовали пойти на курсы повышения квалификации. Так он и сделал, решил подучиться, чтобы иметь право управлять длинномерами.
— Учился старательно, — рассказывает заместитель директора Орловской ОТШ РОСТО
(ДОСААФ) А. Ф. Бадиков. — На занятиях не был пассивным, задавал много вопросов. Нам понравились его любознательность и смекалистость. К тому же его отличали дисциплинированность, вежливость и аккуратность.
Как раз в это время в школе была вакансия мастера производственного обучения. Вот и решило руководство предложить это место С. А. Усенкову. Профессиональное требование к кандидату на должность было одно — стаж работы водителем не менее трех лет.
— Но несмотря на это, было о чем подумать, — говорит Сергей Анатольевич. — Поменять сложившиеся устои жизни, вид трудовой деятельности, из простого водителя, привыкшего крутить баранку, стать по сути учителем, когда тебе уже за сорок — дело непростое. Но все же предложение решил принять…
И снова ему предстояло учиться. Теперь он должен был освоить методику передачи своих навыков вождения автомобиля другим. Посещал занятия опытных мастеров производственного обучения, знакомился со специальной литературой и с каждым днем чувствовал, что увлекается новым делом все больше. Он поставил перед собой цель не только научить своих подопечных вождению машины, но и заложить в них основы культуры поведения на дорогах. Это, по его мнению, не менее важно, чем передать, к примеру, умение переключать скорости.
— Человек, управляя автомобилем, ведет себя на дороге так, как привык вести себя в жизни, — делится своими взглядами Сергей Анатольевич. — Или с уважением к окружающим, или — игнорируя их присутствие возле себя. И даже при отличном знании правил дорожного движения он может стать причиной ДТП, если не научится уважать себе подобных.
И еще. На дорогах никогда не надо спешить, считает он. Иначе до беды — недалеко. Все это должно стать неукоснительным правилом для любого водителя, а для начинающего — в особенности.
Первый трудовой год С. А. Усенкова в должности мастера производственного обучения. Руководство удовлетворено его работой. По словам А. Ф. Бадикова, нередко можно слышать из уст тех, кто приходит в школу: «А можно на вождение записаться к Усенкову?». И это, пожалуй, главная оценка его труда.
С. ГЕОРГИЕВА.