«Я уже переплыл реку моей жизни…»
11 апреля исполняется 100 лет со дня рождения о. Иоанна (Крестьянкина). Его назвали последним старцем, что само по себе подчеркивает: в русском православии что-то изменилось, а может быть, и пресеклось безвозвратно. Старчество было особым явлением духовного наставничества, которое выделяли и отмечали еще русские писатели-классики. Старцы обладали удивительным даром проникать в самые тайники человеческой души и были способны помочь человеку постичь волю Божию о нем самом. Говоря светским языком, они были поистине воспитателями людей, учившими их дару рассуждения как величайшей добродетели, обращавшими их к голосу совести как голосу Бога в человеке, призывавшими к деятельной христианской любви.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был родом из Орла. Заведующий лабораторией духовно-нравственного образования Орловского областного института усовершенствования учителей А. К. Мищенко собрал многочисленные воспоминания земляков, имевших опыт общения со знаменитым старцем. Эти воспоминания будут объединены в книге, которая скоро увидит свет. В этих воспоминаниях о. Иоанн предстает как человек, обладающий удивительным даром провидения. Кроме того, в книге будут представлены проповеди и письма самого о. Иоанна, в которых он раскрывается как глубокий христианский мыслитель.
Отрывки из будущей книги мы и предлагаем вашему вниманию.
Из воспоминаний инокини Анастасии (Захаровой)
Не нашим умом…
Когда моя дочь хотела вступить вторично в брак, то отец Иоанн это намерение не благословил, а предложил сойтись с первым мужем. Но дочь не прислушалась к совету. И вышло все так, как и провидел старец: повторный брак ничего хорошего не дал…
Беспокоила судьба внучки — в какой институт поступать. А старец сказал, что не нужно ей никакого вуза, пусть учится рукоделию — шить и вязать. Он предвидел ее будущее. Сейчас внучка открыла свое предприятие.
Из воспоминаний Г. П. Москвитиной
«В каком-то ты берете пришла…»
Со мной был такой случай в 90-е годы. В Псково-Печерском монастыре служили панихиду в пещерах. Батюшка в это время был в своей келье.
Все усердно молились, в том числе и я с наклоненной головой. Вдруг замечаю: передо мной стоит женщина в красивом пуховом берете. Моя молитва кончилась. Мысли сразу переключились. И пошло-поехало: «Вот бы мне такой беретик, платки мне не идут, а это и тепло, и красиво» и т. д. и т. п.
Дня через два-три после этого, перед отъездом домой, захожу к батюшке в келью за благословением. (Там были из Орла еще несколько человек; старец благословлял отъезжающих, окроплял святой водой и помазывал святым елеем).
Батюшка говорит, обращаясь ко мне: «В каком-то ты берете пришла? Купила бы себе пуховый, платки тебе не идут, а в том будет и тепло, и красиво». До меня сразу не дошло, что он обличил меня в разбросанности мыслей и отключении от молитвы. Когда сели в поезд и стали делиться радостью и впечатлениями о пребывании в обители, все поняли, к чему этот разговор о берете. Батюшка и на расстоянии все видит.
Нежданный подарок
В 1988 году была в командировке в Москве. Зашла в Сретенский монастырь. Там было очень много духовно-нравственной литературы, которая в Орел не поступала. Приглянулись два тома акафистов, но денег на покупку не хватило.
Приезжаю в Орел, была пасхальная седмица, иду в Троицкую церковь. Подходит ко мне К., передает сумочку — подарок от батюшки Иоанна. А в ней две книги — те самые тома с акафистами, о которых сожалела, что не могла купить…
Моей радости и восторгу не было предела. Чудны дела Твои, Господи!
Еще как пригодились
Как-то перед отъездом из Печор захожу к батюшке. Он оглядывает меня с головы до ног и, улыбаясь, спрашивает: «Какой размер ты носишь?» Я еще не успела опомниться от такого вопроса, как он несет овчинные полусапожки большого размера и говорит: «Возьми, тебе пригодятся, ноги у тебя болят». В то время я не знала никакой болезни ног и стала отнекиваться, что ноги у меня не болят и сапоги мне не нужны, а он повторяет: «Возьми, возьми, сядешь в поезд, наденешь их, и тебе будет хорошо». Я про себя ухмыльнулась, но взяла. А в это время погода была хорошая, теплая, хотя стоял октябрь.
Сели в поезд, немного отъ-ехали, поднялась буря, в вагонах окна открыты, в некоторых купе были разбиты стекла или их вообще не было. Некоторые окна закрыли кожаной шторкой, из-под которой дул ветер и летел песок. В вагоне смятение, все замерзли, побежали за одеялами. А я надела полусапожки, которые благословил батюшка, укрылась одеялом и ехала как в отапливаемом вагоне.
Прошло время, наступил февраль следующего года. По неосторожности я подвернула ногу и сломала два пальца. Наложили гипс. Нога мерзнет. Нужна обувь большого размера. Вот тут и пригодились эти тепленькие, мягонькие сапожки. Так за четыре месяца вперед старец предвидел мои страдания. А теперь ноги часто болят, и я не расстаюсь с этой милой, дорогой для меня обувью. Их я даже на батюшкины похороны брала. Подарок оказался на долгую память.
Из воспоминаний В. Андреевой
«Довольствуйтесь тем, что есть»
Есть у нас домик в деревне и небольшой участок земли около. Недалеко продавали дом с большим участком. Наш отец любит работать на земле и поэтому уговаривал нас купить соседний дом. Поехали к о. Иоанну за благословением, а он не благословляет. И говорит: «Довольствуйтесь тем, что есть». Хотя отцу это и не понравилось, но перечить не стал. Через 2 года тот дом сгорел. Истинную причину так и не установили. Как жильцы ни добивались, страховку они так и не получили…
«Кому ты без руки нужна будешь!»
Случился с моей сестрой неприятный случай: отказала у нее правая рука. Обошли многих специалистов, никто не мог поставить правильный диагноз, предложили операцию. Но надежды на выздоровление не дали.
Без батюшкиного благословения на операцию не согласились. Поехали в Печоры. Встретил он нас, покачал головой и сказал: «Кому ты, невеста, без руки нужна будешь!» А про операцию мы и не успели сказать. Помазал батюшка ее руку святым елеем, окропил святой водой, и больная рука выздоровела.
Служи, солдатик
Родственник наш служил в армии в г. Коврове. На втором году службы самовольно покинул часть, не сообщив никому (сбежал к невесте). Это грозило ему большими неприятностями. Из части позвонили домой. Родители были в растерянности. Мы в то время собирались ехать к батюшке. Мать солдата просила, чтобы старец помолился за него. Когда мы встретились, то он сказал: «Пусть родители не переживают, он уже в части, и наказание ему не грозит». По молитвам батюшки, на удивление всем, воин избежал сурового наказания.
«Как ехали, так и будут ехать…»
Когда Эстония устанавливала границу с Россией, то стремилась присоединить и Печоры. Но это означало, что русские паломники будут иметь сложности с приездом в монастырь. При встрече старцу был задан вопрос об этом. Но он, не задумываясь, ответил: «Как ехали люди к нам, так и будут ехать»… По молитвам батюшки так и ездят по сей день. Только едут все в монастырь, чтобы поклониться ему в пещерах, где покоится старец.
Из проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в Прощеное воскресенье
«Прежде всего рассмотри себя со всей строгостью…»
«Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного озлобления друг на друга, взаимного осуждения, неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.
Но для этого, как вы все хорошо знаете, нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.
Не услышит Господь и наших слезных молений и воздыханий к Нему о помиловании нас, если не коснутся нашего сознания слова Спасителя: «…Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6, 14)… Господь говорит: «Прощай!» — тогда и ты будешь иметь право просить себе прощения. Господь говорит: «Не обижай, а люби своего ближнего!» Но как часто мы любим только некоторых из тех, кто окружает нас! А иногда и никого не любим! Видим в людях только их недостатки и безжалостно осуждаем.
…Многие верующие любят этот святой вечер. С радостью спешат они в церковь, чтобы участвовать в чине прощения. Подошли друг к другу, произнесли: «Прости меня!» И даже с улыбкой поцеловались. А в сердце при этом ничего не изменилось. Не того, дорогие, ждет от нас Господь! Он ждет, что мы вырвем из своих сердец и взаимное озлобление, и взаимное осуждение, и все то, что оскверняет нас и отдаляет нас от Бога.
…Прежде всего рассмотри самого себя со всей строгостью, со всей беспощадностью справедливого собственного суда. И ты поймешь, что сам-то ты ой как далек от жизни по евангельским заветам и не имеешь никакого права ни обижаться на кого-либо, ни ссориться, ни тем более кого-то обижать…»
Из духовного завещания старца
«Приимите все в жизни…»
«Дорогие мои, родные и близкие! К закату преклонился день моей жизни, и я уже дважды получал о том извещение. В первый раз десять лет тому назад. Но чьи-то молитвы преклонили Господа на милость и продлили мое пребывание в земной юдоли. А вот теперь я зримо увидел, что уже переплыл реку моей жизни и стою в преддверии Вечности.
Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйте его всегда благой о нас воле. Приимите все в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) скончался 5 февраля 2006 года.
Незадолго до своей кончины он высказал и такое суждение о современной ему действительности: «Совмещение человеческого с Божеским ныне просто чудовищное. В немыслимой внутренней гармонии сочетается теперь словесное благочестие и хождение в церковь с цинизмом извращенности. Ужасающее пустословие, клевета, лукавство, ложь, фальшивость, себялюбие и беззаконие сожительства уживаются в совести многих с воздыханиями, плачем и принятием Святых Тайн. И мнит человек, что он с Богом. Но нет, зря мнит. Это не есть христианство, это циничное истребление его. И оно уже вломилось в саму Церковь, когда многие, называя себя христианами, приспосабливают высокие Божии истины к своим потребностям, обволакивая истины грязью своего земного понимания и чувствования. Это не возрождение духа христианского в нашем мире — это его истребление… И Бог ждет покаяния! Бог еще ждет!».